Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-1.pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

начали разрабатывать Сунну и Сиру, пользуясь этими продуктами мусульманского предания как идеологическим оружием в борьбе с дамасскими халифами.

И. становится господствующей религией в халифате только со 2-й половины 8 в., когда верховную власть захватила династия Аббасидов (750—1258). При Аббасидах теократия официально стала формой государственной власти, и халифы этой династии считали себя не только светскими государями, но и мусульманскими первосвященниками (см. Халифат).

Значительные массы покоренных арабами народов уже перешли в И., к-рый при Аббасидах продолжал распространяться среди последователей христианства, иудаизма, парсизма и др. религий, хотя еще довольно большое количество подданных мусульманского халифа оставалось при исповедании своих прежних религий. Становясь господствующей религией в халифате и распространяясь среди последователей более древних религий, имевших уже вполне разработанную догматику и установившийся культ, И. постепенно превращался из религии арабских горожан и кочевников в религию халифата, воспринимая от покоренных народов религиозные представления и обряды и соответствующим образом перерабатывая их.

Переходившие в И. последователи других религий приносили с собой большой запас немусульманских верований и обрядов, которые внешне приспосабливались к учению Корана богословами и законоведами, в своем большинстве принадлежавшими к покоренным народам.

Кроме того, поскольку в состав аббасидского халифата вошли страны эллинистической и римской культур, И. испытывал на себе влияние греческой философии и римского права.

В то же время халифат, через к-рый проходили мировые торговые пути, соединявшие страны Европы и Дальнего Востока, подвергался сильному экономическому и культурному влиянию со стороны Индии и Китая и сам оказывал большое влияние на Европу.

Воспринимая элементы распространенных в халифате религий, усваивая положения греческой философии и нормы римско-византийского права, последователи И. освящали весь этот материал авторитетом Мухаммеда. Сунна, возникшая во 2-й половине 7 века, получила дальнейшее развитие в 8—9 вв. Состоя из громадной массы хадисов (см.), измышлявшихся представителями боровшихся между собой классов и народов халифата, она продолжала служить наиболее острым оружием социальной и политической борьбы. Наравне с последователями ортодоксального И. хадисы измышляли представители различных сектантских учений. При таком положении к середине 9 в.

Сунна представляла собой хаотическую массу хадисов, взаимно исключавших и опровергавших друг друга и передававшихся из уст в уста по всему обширному халифату. Во 2-й половине 9 в. представители ортодоксального ислама, проверив в собранных ими хадисах иснады, т. е. имена лиц, последовательно передававших хадисы друг другу, признали «подлинными» хадисами только те из них, к-рые соответствовали существующему строю и отвечали интересам господствующего класса. К началу 10 в. были окончательно отредактированы «шесть книг» Сунны, получивших значение канонических сборников мусульманского «священного предания».Материалами ортодоксальной Сунны питалась параллельно с ней развивавшаяся Сира  — ортодоксальное «житие посланника божьего» Мухаммеда. При первых же Аббасидах во 2-й половине 8 века Сира приобрела значение официальной «науки», ставя одной из своих основных целей обоснование «прав» царствовавшей династии (как «родственников» Мухаммеда) на престол. Это имело большое политическое значение при наличии выдвигавшейся шиитами «династии имамов», к-рые как «потомки» Мухаммеда, согласно шиитскому учению, являлись единственными законными претендентами на халифский престол. Другой основной целью ортодоксальной Сиры было обоснование всемирно  — исторического значения «пророческой миссии» Мухаммеда как завершителя «божественного откровения», передававшегося роду человеческому ветхозаветными пророками и Христом. Это тоже имело не только религиозное, но и большое политическое значениеу поскольку среди подданных аббасидских халифов было еще довольно большое количество последователей иудаизма и христианства и поскольку перешедшие в ислам из этих религий и их ближайшие потомки все еще находились под сильным влиянием иудейских и христианских религиозных представлений. Ортодоксальная Сира, отражая синкретизм ислама, наряду с Сунной являлась типичным выражением идеологии восточного феодализма. Составитель наиболее древнего из дошедших до нас «житий посланника божьего» мединец Ибн-Исхак был приглашен халифским правительством в Багдад и получил специальное задание написать биографию Мухаммеда, к-рая должна была отвечать социально-политическим задачам правительства. Более полно и обстоятельно всемирно-историч. значение Мухаммеда и «основанной им» религии изложил (с точки зрения ортодоксального И.) знаменитый историк Табари, привлекший для построения своей концепции обширный материал в виде библейских легенд и мифов, иранских эпических сказаний и мусульманских историч. преданий.

Параллельно с Сирой, пользуясь Сунной как источником, развивалась другая отрасль мусульманской религиозной литературы  — Тефсир  — толкования на Коран. Эти толкования, рассматривавшие Коран с филологической, исторической и догматической точек зрения, ставили своей основной целью приспособление учения этой книги к потребностям господствующего класса. Смотря на Коран как на предвечное «слово божие», мусульманские комментаторы не осмеливались применять даже самых элементарных приемов какой-либо критики не только по отношению к содержанию, но даже и по отношению к форме этой книги. Так напр., толкователи-филологи потратили немало труда на филологическое оправдание нек-рых диалектологических и вульгарных форм, равно как и разговорных синтаксических оборотов, встречающихся в Коране и являющихся ошибками с точки зрения грамматики классического литературного арабского языка. Толкования Корана получили большое развитие в 9 в., когда обнаружились существенные противоречия и неувязки между учением Корана, отражавшим социально-экономический строй Аравии 6—7 веков, и феодальным строем халифата. Упомянутый Табари в нач. 10 в. собрал материалы предшествовавших ему комментаторов в виде составленного им громадного «Тефсира^*. Фор-