Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-2.pdf/182

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

летариатом и буржуазией и между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всем обществе. В переходный период в СССР характер противоречия между производительными силами и производственными отношениями принципиально меняется, принимает иные формы. Социалистические производственные отношения, основанные на общественной собственности на средства производства, требуют более высокой ступени производительности труда, чем при капитализме. Они способствуют мощному развитию средств производства, внедрению в производство технических усовершенствований, повышению культурно-производственного уровня рабочих и руководителей производства, тем самым создают адэкватный себе тип производительных сил. Ленин и Сталин неоднократно указывали, что один способ производства сменяет другой в конечном счете потому, что развивает высшую производительность труда. «Почему может, должен и обязательно победит социализм капиталистическую систему хозяйства? Потому, что он может дать более высокие образцы труда, более высокую производительность труда, чем капиталистическая система хозяйства. Потому, что он может дать обществу больше продуктов и может сделать общество более богатым, чем капиталистическая система хозяйства» (Сталин, Речь на первом Всесоюзном совещании стахановцев, Партиздат, 1935, стр. 7). Д Сталин подчеркивает, что «стахановское движение, как выражение новых, более высоких технических норм, представляет собой образец той высокой производительности труда, которую может дать только социализм и чего не может дать капитализм» (там же, стр. 6—7). В своей речи о 6 условиях, в докладе на XVII Съезде, в выступлении на совещании стахановцев Сталин дает резкую критику мелкобуржуазных теорий «бедняцкого» уравнительного социализма, показывая, что социализм может победить только на базе обусловленного высокой производительностью труда «изобилия продуктов и всякого рода предметов потребления, на базе зажиточной и культурной жизни всех членов общества». Основная задача переходного периода — задача построения полного социализма (первой фазы коммунизма) — находит свое разрешение на пути всемерного развития социалистических производительных сил, на пути ликвидации многоукладности СССР, на пути превращения социалистического уклада в единственный способ производства во всем обществе.

И с этой точки зрения основным противоречием, характеризующим экономику переходного периода, является противоречие между социализмом и капитализмом. «Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, — вот основа нашего развития» [Сталин, Политический отчет ЦК XV Съезду ВКП(б)]. Политикой пролетарского государства, направленной на разрешение этого основного противоречия, является новая экономическая политика, «рассчитанная на допущение капитализма, при наличии командных высот в руках пролетарского государства, рассчитанная на борьбу элементов капиталистических и социалистических, рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожеБ. с. Э. т. XXIX.ние классов, на постройку фундамента социалистической экономики» [Сталин, Заключительное слово по политическому отчету ЦК XIV Съезду ВКП(б)]. В отличие от буржуазного государства, обеспечивающего и охраняющего стихийный процесс развития капиталистического хозяйства на основе закона стоимости и прибавочной стоимости, пролетарское государство само непосредственно определяет развитие советской экономики, организуя социалистическое переустройство экономики и процесс ликвидации классов. Политика пролетариата непосредственно выступает как концентрированное и научное выражение его экономики. При этом в качестве важнейшего орудия проведения экономической политики пролетариата является плановое руководство, самая возможность и необходимость которого вытекает непосредственно из существа нашей экономики, из государственной собственности на важнейшие средства производства, из растущего обобществления сельского хозяйства. Диктатура пролетариата является основным рычагом социалистической реконструкции всего народного хозяйства.

Классовая борьба как закон развития и смены антагонистических формаций. В отличие от

раннего доклассового и бесклассового общества, в которых противоречие между производительными силами и производственными отношениями не носит антагонистического характера, в классовых формациях это противоречие характеризуется присущими только, им существенными чертами — противоречие принимает форму антагонизма и находит свое выражение в борьбе классов: в античной формации между рабами и рабовладельцами, в феодальной — между крестьянами и землевладельцами, в капиталистической — между рабочими и капиталистами. Отношения, складывающиеся между производителями непосредственно в процессе производства, являются в антагонистических формациях в то же время и классовыми отношениями. Вот почему вскрыть объективную логику хозяйственной эволюции значит показать исторически развивающиеся формы классовой борьбы, исходить из нее. Поэтому Ленин подчеркивал, что «марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы» (Сочинения, т. XVIII, стр. 14). Поэтому и борьба классов является основным законом развития всей предистории человечества за исключением «архаического» состояния. В письме к Вейдемейеру Маркс писал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою... То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими [формами], свойственными развитию производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» (Маркс, Избр. произв., т. I, стр. 290).

Классы и связанное с ними государство, являющееся «особой дубинкой» (Ленин) в руках господствующего класса, «особой силой 24