Страница:БСЭ-1 Том 31. Камбоджа - Кауфмана пик (1937).pdf/411

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

нет необходимости в любопытстве после Христа и Евангелия». Согласно Фоме Аквинскому (13 в.), стремление к познанию вещей является грехом, если оно не имеет в виду конечной цели — познания бога. Церковь запрещает заниматься медициной; анатомировать человеческое тело считалось смертным грехом. На Реймском соборе в 1131 духовенству было запрещено изучать юриспруденцию и медицину. Взамен медицины в К. был создан культ святых целителей.

От чумы спасали Адриан и Севастьян, от чахотки — Агата, от оспы и экземы — Мартин Турский, он же лечил от алкоголя и т. д.

Начиная с времен Крестовых походов и даже ранее, с 10—11 вв., католическая церковь ведет все более напряженную борьбу в двух направлениях: 1) с ересями, т. е. антифеодальными движениями разных классов, принимавшими форму антикатолических движений, и 2) со светской частью феодалов, прежде всего со светской государственной властью, за первенствующее положение внутри своего класса.

Всякая классовая борьба против феодализма необходимо была направлена и против католического духовенства, как важнейшей и особенно хищной составной части господствующего класса. Все крупные крестьянские восстания Средних веков показывают особенную ненависть восставших к церковно-феодальным эксплоататорам — епископам и монастырям. Церковь со своей стороны беспощадно расправлялась с крестьянскими и городскими движениями. Но церковь была не только частью господствующего класса, а и его идеологической опорой. Борьба против феодализма должна была принимать форму борьбы против ортодоксального церковного учения, т. е. выступать как «ересь». В условиях полного идеологического господства К. в Средние века «всеобщие нападки на феодализм, и прежде всего нападки на церковь, все революционные, социальные и политические учения должны были представлять из себя одновременно и богословские ереси.

Для того, чтобы возможно было нападать на общественные отношения, с них нужно было совлечь покров святости» (Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 128). Чем более усложнялась классовая борьба в средневековом обществе, тем многочисленнее и опаснее становились ереси. Энгельс делит ереси на три группы: 1) реакционные выступления патриархальных элементов против проникающего к ним феодализма (напр., вальденсыу альпийских пастухов), 2) оппозиция феодализму со стороны выросших из его рамок городов (напр., движения Арнольда Брешианского, Виклефа, Гуса) и 3) восстания и выступления против феодализма крестьянских и плебейских масс (напр., табориты, Джон Болл во время восстания Уота Тайлера и др.). Часто ереси соединяли в себе вторую и третью группы, как, напр., в 11—12 вв. в Сев. Италии и Юж. Франции катарская и альбигойская ереси, идеологи к-рой требовали от представителей церкви чистоты нравов и скромной, нищенской жизни; эти требования находили в населении тем больше отклика, чем сильнее развивались роскошь, тунеядство и погоня за наслаждениями в верхних слоях церкви. Папский Рим стал рассадником разврата, чудовищных преступлений и проституции. Но все народные или буржуазные движения, особенно если они прямо критиковали Рим, подавлялись безжалостно. Для борьбы с ересямицерковь пользовалась, гл. обр., тремя средствами: 1) карательными военными экспедициями, вроде Крестового похода против альбигойцев в начале 13 в., 2) судами инквизиции как средством церковного террора и 3) пропагандистской деятельностью нищенствующих орденов. Дальнейшее обострение классовой борьбы в связи с начавшимся в 14—15 вв. разложением феодального строя, рост и усиление буржуазии и связанное с этим нарастание протеста против К. привели в конце-ко нцов в большинстве европейских стран к открытому взрыву реформационного движения (см. Реформация и Религиозные войны).

Вторая линия борьбы К., вытекавшая из положения духовенства как значительной части самого кЭтасса феодалов, а именно — борьба за первое место в этом классе, за приоритет духовной власти перед светской, отнимала у К. огромные силы. Уже с 8—9 вв. выставляют папы свои притязания на светскую власть или на полное подчинение себе светской власти, прибегая для подкрепления своих претензий к составлению подложных документов (см. Константинов дар, Исидоровы декреталии).

С образованием и развитием Священной Римской империи германской нации борьба пап с императорами принимает все более напряженный характер. В 11 веке, в связи с клюнийской реформой (см.), окончательно создавшей идеал теократического феодального государства с папой во главе и императорами и королями в качестве его вассалов, эта борьба стала особенно острой (см. Григорий VII). Она продолжалась с переменным успехом в 12—13 вв. Очень рано начались на той же почве столкновения папства с главами других крупных феодальных государств Европы (Англии, Франции). В 13—14 вв., в связи с ростом политической централизации и усилением королевской власти, в европейских монархиях особенно сильно разгорается борьба против притязаний К. на примат над государством. В 14 в. происходит т. н.

Вавилонское пленение пап. В течение 68 лет папы лишены были возможности жить в Риме, — они оказались пленниками французского короля и жили в подчиненном ему городе Авиньоне.

«Вавилонское пленение пап» подорвало влияние К. и в Англии, где началось движение в пользу национальной церкви, по существу несовместимой с универсализмом К.; даже политически раздробленная Германия при попытке папства навязать ей императора протестовала.

Возвращение пап в Рим (1377) не подняло авторитета К. до прежней степени. Франция стремилась иметь своего ставленника на папском престоле; враждовавшие с ней государства не соглашались, и начался великий церковный раскол (т. н. великая схизма 1378—1429) сначала в виде двух одновременно существовавших пап, а затем даже трех. Восстановление единства К. формально было достигнуто на Констанцском соборе (1414) избранием одного папы. Но дело реформирования церкви было отложено на неопределенное время в виду невозможности притти к какому-нибудь единому решению, и такой же неудачей закончились переговоры об отношении К. к светским властям. В Англии, Франции, Испании и др. странах в это время завершилось национальное объединение и установилась централизованная сильная абсолютистская власть, борьба с которой была непосильна ослабевшему папству.

Противоречия интересов окрепших в нацио-