Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-1.pdf/201

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ниями в Нарын, Атбаш и др. Узбекские крепости прикрывали торговые пути узбеков и служили поселениями узбеков на киргизской территории. Узбеки управляли киргизами через местных манапов, находившихся в подчинении узбекских чиновников «дахта» (губернатор провинции). Междоусобная борьба между отдельными киргизскими манапами не давала им возможности выступить совместно против узбекского господства. Однако за этот период следует отметить ряд восстаний киргизов против узбеков.

Колонизация К. царизмом началась в первой половине 19 века. В 1847 была основана станица Копальская, в 1854  — русское укрепление Верный (Алма-Ата), а к 1860 русские колонизаторы уже захватили всю Северную К.

Несколько позднее битвы у урочища Узун-Агач (1860) были взяты укрепления Пишпек и Токмак и район оз. Иссык-куль (1861). В 1867 из земель, занятых русскими с 1847, в Киргизстане была образована Семиреченская область (см. Семиречье) в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Части Киргизстана вошли в состав Сыр-дарьинской и Ферганской областей.

Южная часть К. была покорена русскими в 187 6, одновременно с покорением Кокандского ханства. На юге киргизы оказали русским длительное сопротивление. Особенно упорна была борьба части киргизов во главе с сыновьями т. н.

Алайской царицы (киргизки). — Царизм в К. шел по пути приспособления феодально-ростовщических форм эксплоатации к интересам русского капитализма и помещиков и опирался в своей политике на местное байство. В южных районах на этой основе создавались посевы американского хлопка, а на С., в нехлопковых районах, шла экспроприация киргизских земель и заселение их русскими переселенцами. По данным Переселенческого управления, в Джетысуйской обл.

Сев. К. с 1907 по 1914 был заселен 41 русский поселок на отобранной у киргизов земле. Всего к 1913 было захвачено около 4, 5 млн. га самой лучшей и удобной для с. — х. культуры земли. — Колонизаторская политика царской России вела к обнищанию и вымиранию киргизского населения, численность к-рого за 10 лет (1903—13) сократилась на 7—10%. Киргизы оттеснялись в пустыни и горы; только за 5 лет (1902—07) количество скота у киргизов сократилось в среднем на 27%. Значительная часть переселенцев быстро превращалась в кулаков, эксплоатировавших в своем хозяйстве дешевую киргизскую рабочую силу на кабально-ростовщических условиях. Самодержавие, заселяя русскими крестьянами киргизские земли, стремилось сохранить помещичьи латифундии внутри страны от надвигающейся революции и создать в лице кулаков-переселенцев опору самодержавия в К. Опорой самодержавия в Киргизской ССР являлась также кулацкая и зажиточная часть казачества.

Развитие капитализма в К. углубляло классовое расслоение и создавало класс батраков  — малаев, работавших на отхожих промыслах.

К. являлась колонией царизма. Трудящиеся находились под ярмом русского капитала, чиновника и кулачества, а также местных баев и манапов. К тому же они были обременены огромным количеством налогов. В общую систему кабалы и эксплоатации входила и организация местных управлений. Во главе уездов стояли назначаемые русским правительством начальники из русских офицеров, а вволостных управлениях сидели «выборные» управители. Выборная система вырождалась в открытую продажу должностей, давая возможность царским чиновникам наживать огромные капиталы. Колонизаторская политика русского самодержавия на долгие годы затормазила развитие производительных сил и разложение феодальных отношений в К. Она вызывала огромное недовольство и ряд восстаний киргизского народа. Так, 18/V 1898 в Андижанском уезде вспыхнуло восстание против русского царизма. В 1916, во время империалистической войны', вспыхнуло восстание, принявшее большой размах и носившее характер нац. — освободительного движения киргизского народа против русского царизма.

Восстание в К. началось в августе 1916 и охватило Пишпекский, Пржевальский, Нарынский и горную часть Аулие-Агинского уездов. Восставшие киргизы разгромили несколько русских кулацких сел. Для подавления восстания было брошено несколько полков пехоты, артиллерия, саперные части и т. д. Генерал Куропаткин отдал приказ: «патронов не жалеть». Восстание было подавлено к ноябрю месяцу. В результате подавления восстания киргизское население уменьшилось на 30—40%, а потеря скота достигала 60—70%. Часть восставших была перебита, а другая бежала в Китай. Под влиянием революционного подъема во всей стране, с одной стороны, под влиянием усилившегося колониального гнета и обострившихся социальных противоречий — с другой, рабочие, батрачество, середняк-дехканин выступают против российского самодержавия и его колониальной политики, а также против байства и манапства.

Основную революционную силу в К. накануне Февральской буржуазно-демократической революции составляли ремесленные рабочие и беднота города, батрачество и трудящиеся массы деревни и аула, положение к-рых за годы войны крайне ухудшилось. Среди переселенцев обостряется борьба между беднотой и кулачеством и казаками. Казачество Семиречья, являвшееся оплотом царизма, было наделено рядом льгот, имело большие нормы земли. С первых же дней революции начинает резко проявляться противоречие между казачеством и переселенцами-крестьянами, особенно новоселами, из-за земли. Первый казачий съезд, собравшийся 6/IV 1917, вынес постановление против передачи казачьих земель Переселенческому управлению. На местах создаются крестьянские союзы кулацкого типа.

В 1917 нарастает недовольство солдаток, вызванное наступившим продовольственным кризисом, особенно сильное в Пишпеке, Караколе, Оше и др. городах. Растет также революционное движение и среди местного гарнизона. В марте 1917 в г. Верном был создан орг. комитет временного правительства, переименованный затем в исполнительный комитет. В других местах К. события развертываются несколько позже. В Пишпеке сообщение о свержении самодержавия было получено 8 марта 1917. Происходит ряд демонстраций во главе с рабочими союзами «Чупра» (организация рабочих по ирригации Чуйской долины). В апреле создаются комитеты временного правительства в Караколе, в Нарыне, Оше и др. местах. В состав местного временного правительства вошли царские чиновники переселенческих управлений, представители городского