Страница:БСЭ-1 Том 33. Классы - Конкуренция (1938)-2.pdf/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

мировой обстановке, чтобы в совершенно новых исторических условиях тактика единого фронта получила широкое применение и развитие, IX. Борьба за единый фронт против наступления капитала. IV Конгресс К.

После III Конгресса особенностью мировой обстановки, наряду с усилением наступления капитала на труд в капиталистических странах, было укрепление Советской власти в России и начало восстановления ее хозяйства на базе нэпа. Установление экономических и политич. связей Советской России с рядом капиталистич. стран (договоры с Эстонией, Латвией и Польшей и соглашение с Германией в Раппало) означало укрепление ее международного положения. Рост массового движения в защиту Советской России и в особенности активная помощь международного пролетариата трудящимся массам Советской России в период голода на Поволжьи в 1921 указывали на все большее укрепление союза между страной победившей диктатуры пролетариата и борющимся пролетариатом капиталистических стран. Революционное движение в капиталистических странах принимает в этот период почти повсюду форму стачечного движения, носившего характер защиты рабочим классом завоеванных позиций и принимавшего повсюду политическую окраску. Крупнейшим событием этого периода были бои между революционными рабочими и фашистами Италии. Эта борьба началась в конце мая 1922 кровавыми столкновениями рабочих с фашистами в Риме, ознаменовалась пятидневной всеобщей забастовкой против фашизма и закончилась фашистским переворотом в Италии (октябрь).

. В связи с ростом военной опасности и усилившимся во многих странах политич. террором буржуазии против рабочего класса, К., начавший борьбу за единый рабочий фронт, согласился принять участие в конференции исполкомов трех интернационалов, созванной по инициативе 272  — го Интернационала и заседавшей от 3 до 5/IV 1922 в Берлине. Делегация К. внесла предложение о созыве международного рабочего конгресса, задачей которого явилась бы организация единого фронта рабочих под знаком борьбы против военной опасности и наступления капитала. Несмотря на то, что конференция решила создать организационный комитет по подготовке международного рабочего конгресса и проведению совместной демонстрации, в связи с международной экономической Генуэзской конференцией, 2-й и 21/г"й Интернационалы саботировали это решение, что побудило представителей К. заявить 22/V 1922 об уходе делегации К. из «комиссии девяти» (выбранной конференцией трех интернационалов).

После конференции трех интернационалов Ленин, одобрив в общем тактику делегации Коминтерна, признал ошибкой и недопустимым компромиссом уступку, сделанную по вине изменников Великой социалистич. революции Бухарина и Радека делегацией Коминтерна, заключающуюся в принятии двух условий: обещания, что Советская власть не применит смертной казни на процессе эсеров и разрешит присутствовать на суде представителям всех трех интернационалов. Об этих условиях Ленин в статье «Мы заплатили слишком дорого» писал: «Оба эти условия есть не что иное,, как политическая уступка, которую революционный пролетариат сделал реакционной буржуазии...Взамен мы не получили от нее никакой уступки» (Ленину Соч., т. XXVII, стр. 277—278).

IV Всемирный конгресс К., открывшийся в дни пятой годовщины Великой Октябрьской социалистич. революции, работал в Москве от 5/XI до 5/ХП 1922. На нем было представлено 58 коммунистич. партий и 8 разных организаций — из 58 стран. В Конгрессе приняли участие 408 делегатов, из них с решающим голосом  — 343, с совещательным  — 65. Порядок дня Конгресса: 1) отчет ИККИ, 2) пять лет русской революции и перспективы мировой революции, 3) наступление капитала, 4) программный вопрос, 5) задача коммунистов в профсоюзах, 6) восточный вопрос, 7) аграрный вопрос, 8) КИМ, 9) негритянский вопрос, 10) кооперативное движение, 11) работа среди женщин, 12) воспитательная работа, 13) Версальский мирный договор, 14) реорганизация ИККИ, 15) французский вопрос, 16) итальянский вопрос, 17) чехословацкий вопрос, 18) норвежский вопрос, 19) вопросы других партий: Турции, «Поалей-Цион», Дании, Югославии, 20) МОПР, 21) Межрабпом, 22) доклад мандатной комиссии и 23) выборы. — С напряженным вниманием Конгресс выслушал доклад Ленина «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции», посвященный, гл. обр., первым'итогам новой экономической политики. Это выступление Ленина  — не только отчет РКП(б) о своей политике перед коммунистическими партиями и рабочими всех стран, но и блестящая оценка перспектив и своего рода завещание мировому коммунизму (этот доклад Ленина был его последним выступлением перед К.). Охарактеризовав политику Советской власти за пять лет ее существования, подробно остановившись на первых победах Советов в условиях новой экономической политики, на трудностях и путях их преодоления, Ленин в заключение формулирует главные задачи, вытекающие из мировой обстановки: «я полагаю, что самое важное для нас всех, как для русских, так и для иностранных товарищей, то, что мы после пяти лет российской революции должны учиться. Мы теперь только получили возможность учиться. Я не знаю, как долго эта возможность будет продолжаться. Я не знаю, как долго капиталистические державы предоставят нам возможность спокойно учиться. Но каждый момент, свободный от боевой деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы... Мы учимся в общем смысле. Они же (т. е. компартии других стран. — Ред.) должны учиться в специальном смысле, чтобы действительно постигнуть организацию, построение, метод и содержание революционной работы. Если это совершится, тогда, я убежден, перспективы мировой революции будут не только хорошими, но и превосходными» (Ленин, Сочинения, т. XXVII, стр. 354—355).

В резолюции по  — докладу Ленина, принятой единогласно Конгрессом, говорится: «Советская Россия остается для мирового пролетариата богатейшей сокровищницей исторического революционного опыта». О задаче коммунистов капиталистических стран резолюция говорит: «Во всех странах они должны выдвинуть следующие лозунги: руки прочь от Советской России, юридическое признание Советской России, всесторонняя и реальная поддержка ее хозяйственного восстановления». — В обширных тезисах о тактике К. IV Кон-