Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/283

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ные учреждения, на берегу р. Невы — австерия на европейский лад. Распланировка предусматривала особые улицы для дворян и для посадских. На левом берегу, кроме адмиралтейской верфи, выстроены были особая слободка для служащих, рабочих и иностранцев, деревянная церковь Исаакия, а дальше шел выгон для скота. На лето царь и знать переезжали жить на правый берег против нового города, где с 1712 началась постройка Летнего дворца и был возведен Летний сад с фонтанами, вода для к-рых шла из протекавшей вдоль сада речки, названной Фонтанкой. Победа под Полтавой (1709) и взятие Выборга (1710) создали уверенность в том, что берега Невы прочно отойдут к России. Намечается более смелый размах строительства и переход от деревянных построек к кирпичным и вновь изобретенному типу мазанковых. С 1714 издается приказ о запрещении по всей стране каменных построек, и каменщики вызываются в Петербург. Приказ строго проводится до 1721.

С 1710 начинается обязательное переселение в Петербург на постоянное житье сановников, с 1712 — придворных, потом дворян всей страны с обязательством строить себе дома размерами сообразно имуществу (по числу принадлежащих им крестьянских дворов). С 1712 Петр I переводит сюда центральные учреждения страны и расквартировывает всю гвардию. В 1714 в Петербург на вечное поселение переводится 300 семей купцов и 300 семей ремесленников. Отсутствие пригородного населения возмещается заселением окраин переселенцами из Вологодского и Архангельского края (так создалась и Охтинская слобода). Образуются слободы Ямская и Кузнечная там, где выходил тракт на Москву, и Хамовническая — для обслуживания двора тканьем (теперь — Моховая ул.). Сюда же велено было направлять ссыльных и дезертиров. На правом берегу в это время прокладываются «перспективы» сквозь лес и болото. «Большая перспектива» соединила Адмиралтейство с Невским монастырем и Смольной слободой, поставлявшей Адмиралтейству смолу. Кроме того, были проложены Литейная и Екатерингофская перспективы. На левом берегу строились дома вельмож и дворцы для членов царского дома, выходившие фасадом на реку, а за ними выросла новая слобода иностранцев (нын. улица Халтурина). Застраивается Кронштадт, где каждая губерния, в том же принудительном порядке, выстраивает каменные корпуса. Центром стройки в самом Петербурге становится Васильевский остров. Знаменитый архитектор Леблон (1715) составляет план постройки нового города, города особого типа — северного Амстердама. Предполагалось прорытие каналов по правильно проведенным «линиям» (до 259 верст), пересеченным тремя перспективами (нын. Большой, Средний и Малый проспекты). Выемка земли для каналов должна была поднять почву, а каналы — ослаблять силу подъема воды при наводнениях. Но остров был до того подарен Меншикову, который построил здесь большой дворец, уцелевший в основном до наст. времени, кроме того, по всему острову было возведено уже немало жилых домов, к-рые по плану подлежали сносу. Отчасти эта сторона дела, отчасти неудача в прорытии первых каналов, уже предусмотренных планом, затормазили проведение его в жизнь. Застройка города пошла без дальнейших коренных ломок. Руководство всеми постройками и благоустройством города было первоначально возложено на канцелярию строений. В 1718 учреждена полицмейстерская канцелярия.

Жизнь в новом городе была неудобна. Город занимал ряд островов, но не имел ни одного моста. Улицы были непроходимы от грязи и строительного мусора. Все въезжавшие в город извозчики и суда должны были на заставах сдавать по 3 булыжных камня, и хотя этот закон просуществовал 100 лет, результаты его сказывались мало. Пригнанные на стройку рабочие, присланные на вечное проживание дезертиры и ссыльные, как и расквартированные здесь солдаты и матросы из-за воровства и нераспорядительности чиновников и офицеров часто голодали и бедствовали. Ночью небезопасно было выходить из дому. Распространены были ночные вооруженные грабежи и поджоги. Правительство ввело ночные дежурства жителей улиц с оружием в руках и пожарным инструментом. Улицы на ночь закрывались шлагбаумами. Под страхом смертной казни все, кто услышит крик «караул!», должны были спешить на помощь. Наконец, введено было освещение улиц. Создавая новую столицу на берегу моря, Петр I рассчитывал на быстрое оживление вывозной торговли и обогащение страны. Ряд мероприятий должен был содействовать поднятию значения нового порта: запрещен был вывоз через другие балтийские порты, на Петербург частично был переключен поток грузов, шедший на Архангельск. Торговый оборот Петербургского порта постепенно возрастал. Ценность товаров, вывезенных из Петербурга, в 1718 составила 268.590 руб., а в 1726 — 2.403.423 руб. (увеличение в 9 раз). В 1720 Петербург посетило 76 иностранных кораблей, в 1724 — 180.

К концу первой четверти 18 в. число жителей Петербурга достигло 70 тыс., что составляло ок. 21% всего городского населения страны. При Петре II, с переездом двора в Москву, население Петербурга уменьшилось: вельможи и дворяне покинули город. Много построек не было окончено. В 1730-х гг., с возвращением Петербургу положения столицы, возобновляются работы по распланировке и дальнейшей застройке города. «Большая перспектива» приводится в порядок (8 саженей ширины с 2 рядами рвов и 4 рядами деревьев), на этой перспективе у речки Мойки строится дворец, далее — здание Гостиного двора. Одновременно идет осушка более дальних районов, примыкающих к перспективе (нын. Советские улицы и весь район Лавры). К 1739 относится наименование улиц города, в основном сохранившееся до 1917. Под угрозой каторги власти потребовали возвращения как всех уехавших из Петербурга купцов, ремесленников, так и ямщиков с Московской дороги; Петербург был назначен местом поселения всех не помнящих родства и незаконнорожденных. Рядом искусственных мер продолжало создаваться пригородное население (перевод крепостных и поселение иностранцев в немецких Ново-Саратовских колониях по Неве и Средней Рогатке). В половине 18 в. в Петербурге насчитывалось 150 тыс. жителей. С 1736 до 1750 в Петербург ежегодно приезжало от 100 до 272 кораблей. Возникали новые предприятия, но существование их, как и старых предприятий, далеко не было устойчивым. Испытывая недостаток обученных вольнонаемных рабочих и встречая конкуренцию со стороны привозной продукции