Страница:БСЭ-1 Том 37. Лилль - Маммалогия (1938).pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ческого, т. е. подлинного, демократизма. Буржуазная демократия, напротив, провозглашает права и свободы Л., но не обеспечивает их материально, экономически и политически. На деле это лишь свобода для кучки капиталистов. Права и свободы Л. в СССР священны и неприкосновенны. На этой основе растет высокое социалистич. сознание Л.

Характеризуя коммунистическое общество, Сталин говорил, что здесь «личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к „сильным мира“, станет действительно свободной» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 193). И в СССР это достигнуто. В беседе с Рой Говардом Сталин говорил, что мы построили социалистическое общество «не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его ради действительной личной свободы, свободы без кавычек. Мне трудно представить себе, какая может быть „личная свобода“ у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплоатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода» (Сталин, Беседа с председателем американского газетного объединения «Скриппс-Говард Ньюспейперс» г-ном Рой Говардом, 1/III 1936, Партиздат, 1937, стр. 13).

«Буржуазные писатели охотно изображают марксистский социализм, как старую царскую казарму, где все подчинено „принципу“ уравниловки. Но марксисты не могут быть ответственными за невежество и тупость буржуазных писателей», — говорил тов. Сталин (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 584). Развивая марксистское понятие о равенстве, тов. Сталин говорит, что марксизм под равенством «понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплоатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество). При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма» (Сталин, там же, стр. 583). «Уравниловка в области потребностей и личного быта есть реакционная мелкобуржуазная нелепость, достойная какой-нибудь первобытной секты аскетов, но не социалистического общества, организованного по-марксистски, ибо нельзя требовать, чтобы у всех людей были одинаковые потребности и вкусы, чтобы все люди в своем личном быту жили по одному образцу» (Сталин, там же). — На первой фазе коммунизма остается еще различие между простым и сложным, квалифицированным и неквалифицированным, между физическим и умственным трудом, между рабочими, крестьянами и интеллигенцией. Поэтому существует, еще неизбежное пока, нек-рое имущественное неравенство, различие в степени зажиточности, в культурном уровне, в условиях и в характере развития Л. разных социальных прослоек. Еще не изжиты полностью пережитки капитализма в сознании Л.

В СССР вырабатывается новый тип человека: «Ясность цели... и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия» (Сталин), героизм и самоотверженность в больших и «малых» делах, новое коммунистическое отношение к труду, смелость, инициатива в работе и в решении вопросов, беззаветная любовь и преданность социалистической родине и партии Ленина — Сталина, упорная борьба за овладение большевизмом и техникой своего дела — вот характерные черты личности социалистического общества, культивируемые коммунистической партией. «У нас героизм вошел в быт народа» (Жданов). В Советском Союзе уже осуществлена такая социалистическая свободная ассоциация трудящихся, в которой развитие каждой личности является условием развития личностей всех трудящихся. «Не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе» (Сталин, О проекте Конституции Союза ССР, 1936, стр. 20). Социализм означает «уничтожение нищеты и лишений, организацию зажиточной и культурной жизни для всех членов общества» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 585). Полный расцвет Л. наступит на высшей фазе коммунизма, когда будет уничтожена полностью противоположность между физическим и умственным трудом и труд станет настолько производительным, что можно будет осуществить принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям», сократить еще больше рабочий день в материальном производстве, чтобы каждый еще больше времени мог уделять занятию наукой, искусством, всестороннему развитию своих способностей.

О роли личности в истории. Домарксовская социология и историография не могли даже поставить научно вопрос о роли Л. в истории; они занимались описанием и прославлением подвигов и деяний выдающихся Л. — полководцев, завоевателей, законодателей, реформаторов, но не охватывали действий масс, не показывали связи выдающихся Л. и их деятельности с борьбой определенных классов. История казалась царством хаоса и произвола отдельных Л., столкновения и борьбы выдающихся Л. Все прежние теории так или иначе оправдывали порабощение Л. трудящихся. Государством должны управлять мудрейшие, философы, учил Платон. В Средние века господствовал теологический взгляд на ход истории и роль великих людей. Ход истории объяснялся провидением божьим, а выдающиеся исторические Л. и монархи объявлялись исполнителями воли бога. Домарксовский материализм, до Фейербаха включительно, был материализмом внизу, идеализмом вверху, он судил об исторических событиях сообразно побуждениям деятелей и считал эти побуждения «последними причинами событий, вместо того, чтобы исследовать, что