Страница:БСЭ-1 Том 41. Наган - Нидерландское искусство (1939).pdf/263

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жалению, наступившие вслед за тем события уничтожили всякую возможность высказаться и развиться в новом таланте тому направлению, которое с двух разных сторон, после Пушкина, пробивалось у нас в Кольцове и Лермонтове».

Добролюбов восхищался реалистическим изображением действительности в поэзии Н., ее революционным пафосом. В письме к своему другу он указывал: «Выучи наизусть и вели всем, кого знаешь, выучить „Песню Еремушке44 Некрасова, напечатанную в сентябрьском „Сорременнике“. Замени (только) слово — „истина44  — равенство, „лютой подлости44  — угнетателям...

Помни и люби эти стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости. Боже мой, сколько великолепных вещей мог бы написать Некрасов, если бы его не давила цензура».

Преодолевая традиции предшествующей поэзии, Н. выработал стиль демократического реализма, органически слитый с революционным содержанием его поэзии. Он достиг предельной простоты и выразительности стиха введением в него разговорной интонации и разговорного словаря. Произведения Н., особенно из крестьянского быта, написаны во многих случаях сказовым стихом и сохраняют все особенности речи (словарь, синтаксис) того лица, от имени которого ведется рассказ. Основной прием, к-рым пользуется Н., сближая стих с прозой, состоит в уменьи придать слову большую предметность, почти осязаемую конкретность. Эпические стихи и стихи о крестьянстве насыщены фольклорным материалом. Н. широко использует народные песни, причитания, пословицы, крестьянские обороты речи и даже особенности крестьянского произношения. Особенно богата фольклорным материалом поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н. обладал исключительной силой поэтапевца. Народно-песенная струя в творчестве Н. свидетельствует о кровной связи поэта с народом. Н. создал свой особый стих, приспособленный к наиболее полному выражению мотивов «мести и печали». Печальный и унылый стих Н. отражал настроения тяжести и гнета жизни, испытываемые народными массами в условиях самодержавного строя. Некрасовский стих трогал людские сердца и звал на борьбу с произволом и угнетением. Недаром лучшие люди признавали, что «скорбные песни поэта» «звучат» для них «маршем победным».

Н. был замечательным редактором, руководившим в течение почти 30 лет журналами «Современник» и «Отечественные записки».

До сих пор не получила еще своей оценки роль Н. — журналиста, мужественно боровшегося с цензурой. Н. создал трибуну для революционной пропаганды Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Чернышевский с трогательной благодарностью вспоминал: «Некрасов — мой благодетель. Только благодаря его великому уму, высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность ее; но все мои заслуги перед нею  — его заслуги». Н. был чутким и исключительно талантливым критиком, стоявшим на уровне теоретической мысли в искусстве и литературе своей эпохи. Он был одним из тех, кто по достоинству оценил первые произведения Л. Толстого, Достоевского и др. Некрасов безошибочно угадывал силу художественного произведения.Н. был одним из любимейших поэтов Ленина.

В письме к матери В. И. Ленина Н. К. Крупская в 1913 упоминает, что Ленин «чуть не наизусть выучил... Некрасова». В первые годы Великой Октябрьской социалистич. революции, в беседе с молодежью Вхутемаса по вопросам искусства и литературы, Ленин говорил, что он «воспитан на Некрасове». В некрасовском творчестве Ленина привлекала политическая насыщенность, соединенная с высокой художественностью и простотой формы. Как в герценовском наследстве Ленин прежде всего искал, «чем отличался революционер Герцен от либерала», так и в характеристике Н. подчеркивается доминирующий момент противопоставления поэта крестьянской демократии либералам.

Ленин протестовал против желания либералов примазаться к наследству Н., ухватиться «за фалды» великого народного поэта. «Особенно нестерпимо бывает видеть, — писал он, — когда субъекты, вроде Щепетева, Струве, Гредескула, Изгоева и прочей кадетской братии, хватаются за фалды Некрасова, Щедрина и т. п. Некрасов колебался, будучи лично слабым, между Чернышевским и либералами, но все симпатии его были на стороне Чернышевского. Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивал свои „грехи44 и публично каялся в них: Не торговал я лирой, но бывало, Когда грозил неумолимый рон, У лиры звук неверный исторгала Моя рука...

„Неверный звук“ — вот как называл сам Некрасов свои либерально-угоднические грехи. А Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: „применительно к подлости44» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 132—133). На протяжении своей жизни Ленин сохранял живейший интерес к поэзии Н. В сочинениях Ленина десятки раз встречаются образы из произведений Некрасова. Ленин широко цитирует поэмы Н., где нарисованы образы либералов, — «Саша», «Рыцарь на час», «Медвежья охота». Ленин использует творчество Н. в борьбе против современных ему либералов. Ленин указывает на «Медвежью охоту» Н. для иллюстрации своей мысли, характеризуя меньшевистскую тактику Чхеидзе, «которого как будто пророчески предвидел Некрасов, когда писал: ...„Но иногда пройти сторонкой В вопросе трудном и больном"...»

(Ленин, Соч., т. XVI, стр. 638).

Ленин очень высоко ценил пафос гражданской поэзии Н. Давая отпор буржуазной печати, клевещущей на партию большевиков, Ленин писал: «Большевик вообще мог бы применить к себе известное изречение поэта: Он слышит звуки одобрения Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобления»

(Ленин, Соч., т. XXI, стр. 93).

Некрасов — великий народный поэт. Его творчество выражало революционно-демократические тенденции эпохи. Некрасов принадлежал к числу тех писателей, которые являлись «защитниками и спасителями от русского самодержавия, православия и народности» (Белинский). Поэзия «одного из старых русских демократов» (Ленин, Соч., том XVI, стр. 132) естественно вызывала неодинаковое к себе отношение со стороны разных классов об-