Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/167

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

ла в 1916 в среднем 80%, а подземных рабочих  — 76%. Предприниматели добились снижения нормальной зарплаты на 25—30%. В общем франц. рабочие получали в 1915—16 не более 50—60% довоенной зарплаты. Так, во многих отраслях пром-сти, особенно в швейной, даже номинальная плата была снижена в среднем на 50%. Уже в конце 1915 в предместьи Иври под Парижем почасовая и поштучная плата металлистов была на 50—60% меньше довоенной, а мобилизованные рабочие получали в день 5 фр. вместо довоенных 12. Капиталисты в своей беспощадной эксплоатации использовали беженцев из оккупированных областей и «братской» Бельгии, а также бесправное положение рабочих, вывезенных правительством из колоний и полуколоний. Невероятной эксплоатации подвергали капиталисты подростков. «Никогда, — писал журнал «L’Union des m6taux», — наглость и произвол хозяев не проявлялись с таким бесстыдством, как при режиме „священного единения44». Изданный социал-шовинистом Альбером Тома (см.) декрет об обязательном арбитраже превращал рабочих в крепостных, в рабов. Согласно этому декрету, в случае отказа подчиниться решению арбитражной комиссии рабочие привлекались к работе в принудительном порядке. Во Франции была создана министерством вооружений специальная примирительная арбитражная комиссия во всех промышленных районах. Рабочим запрещалось прекращать работу, иначе говоря, стачки были по-просту запрещены. «Это — факт, — заявил по этому поводу генеральный секретарь ВКТ во Франции Л. Жуо, — отныне право стачки больше не существует».

Действия законов о труде были на время войны во Франции, как и во всех воюющих странах, приостановлены или вовсе уничтожены. Лишь во 2-й половине 1915 наметилось оживление в стачечном и рабочем движении. Если в августе — декабре 1914 количество забастовок, в которых принимало участие 904 стачечника, составляло 19, то в 1915 стачечная борьбаразрастается и количество стачек, по официальным данным, составляло 98 с общим числом участников 9.344 чел. и 44.344 потерянных дней.

Начинается медленный и постепенный рост стачечного движения. Если принять во внимание каторжные условия труда французского рабочего, дезорганизацию рабочего движения, благодаря измене вождей, и разнузданную пропаганду «священного единения», то 1915 является началом стачечного подъема и боевой активности рабочих масс.

Растущая активность и боевые настроения рабочих нашли свое выражение не только в росте количества забастовок, но и в упорстве бастующих, в возросшем чувстве классовой солидарности. Так, напр., стачка швейников в январе 1915, прошедшая под знаком борьбы за повышение заработной платы, вызвала выступления солидарности и втянула в борьбу также горнорабочих/* железнодорожников и гос. служащих. Забастовка работниц на автомобильном заводе Пюжо, протесты против низкого уровня заработной платы низших служащих почт, телефона и телеграфа, требования горняков Авейрона, а также требования массовых собраний парижских железнодорожников и трамвайщиков, равно как протесты против дороговизны в марте 1916, — все это показывало, что барометр классовой борьбы поднимается и предвещает приближение бури.Весной 1915 федерация металлистов в ответ на манифест, подписанный союзом «Спартак», призывавший социалистов всех стран к организации масс для борьбы за мир, приняла резолюцию, одобряющую призыв немецких товарищей. «Само содержание этого манифеста, — указывалось в резолюции металлистов, — выражает сокровенную мысль французских рабочих, оставшихся верными своему интернацио-^ нальному идеалу». Та же федерация металлистов выступила совместно со строителями и землекопами против решения ВКТ и социалистической партии, отменивших празднование 1 Мая.

Федерация созвала митинг для обсуждения вопросов войны и мира. Против социал-шовинизма ВКТ выступила оппозиция в лице Мергейма, Монатта, Росмера и др., к ним присоединились и социалисты — Лорио, Л. Сомоно, А. Дюнуа и др. К оппозиции федерации металлистов примкнула федерация учителей, призывавшая в своих выступлениях к объединению народных масс для борьбы за мир^ против социал-шовинизма, против пропаганды за войну до «победного конца». На конференции в Циммервальде (см. Циммервальдская конференция) приняли участие синдикалисты Мергейм и Бурдерон (см.), к-рые оказались на правом фланге конференции. Мергейм и Бурдерон, не понимая империалистич. характера войны, выдвигали пацифистский центристский лозунг «Борьба за мир», разделяя нерешительность и слабость большинства Циммервальдской конференции. Они вместе с большинством Циммервальда не хотели раскола и разрыва с оппортунизмом, выступали против лозунга большевиков «превращения империалистической войны в гражданскую», отказывались вести борьбу за революцию, были против основания нового революционного 3  — го Интернационала.

Вся французская оппозиция переходила на классовые позиции медленно, непоследовательно, нерешительно. — В конце декабря 1915 собрался конгресс социалистич. партии, где представлены были по существу три течения: 1) социал-шовинистическое, возглявляемое Реноделем, 2) центристское  — Лонге  — Прессман, блокировавшееся с социал-шовинистами, и 3) циммервальдское во главе с Бурдероном, Лорио и др., на дело мало чем отличавшееся от центристов (см. Франция, Политический очерк, стр. 736—742). В 1916 боевая активность рабочего класса делает резкий скачок вверх.

Рабочие начинают все решительнее выступать против «священного единения». Под влиянием изнурительной и затяжной войны, непрерывного роста дороговизны, роста топливного, продовольственного и транспортного кризиса, непрерывного ухудшения положения рабочих и трудящихся масс начинается массовая борьба за повышение заработной платы, против дороговизны, за право собраний и организаций, против военного положения. Огромная волна профсоюзных собраний и съездов проходит по всей Франции, постепенно захватывая государственных служащих, в том числе железнодорожников и служащих почты и телеграфа. Количество забастовок в 1916 поднимается до 315 с 41.409 участниками и 235.907 потерянными днями. Забастовочное движение начинает охватывать металлистов, рабочих военных заводов; бастуют также и самые отсталые профессии: прачки, служащие кафе, ресторанов, музыканты. Растет боевая солидарность рабочих.