Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/67

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

не удастся удержать Россию всецело в своих руках и предупредить ее сближение с Францией. Тогда Бисмарк решился на крайнюю меру: он открыл поход против русского государственного кредита, рассчитывая добиться своей цели путем нажима на Россию. Но результат оказался диаметрально противоположным тому, что он ожидал. Русское правительство нашло . на парижском денежном рынке те средства, в которых отказывал Берлин. Начиная с 1887 в Россию устремляется поток французских денег. Так был заложен прочный фундамент Франко-русского союза. В 1890 преемник Бисмарка по канцлерству Каприви совсем отказался от русско-герм. договора. В 1891—93 последовало оформление Франко-русского союза. В 1891 было заключено нечто вроде консультативного пакта. В 1892 была выработана военная конвенция, окончательно ратифицированная в самом начале 1894. «Крупные воейные державы континента разделились на два больших, угрожающих друг другу лагеря: Россия и Франция — с одной стороны, Германия и Австрия — с другой» (Энгельс, Внешняя политика русского царизма, в кн.: Маркси Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 33).

Еще в 1882 к герм. группировке примкнула Италия, и союз Германии и Австрии превратился, т. о., в тройственный. Италию толкнула на это борьба с Францией за раздел Сев. Африки: в 1881 Франция захватила Тунис, на к-рый претендовала Италия. На переход Италии в германский лагерь Франция отвечала экономическими и другими репрессиями, и в 1887 Италия денонсировала торговый договор с ней.

Завязалась таможенная война, продолжавшаяся до 1898. В течение 70—90  — х гг. происходит «громадный „подъем44 колониальных захватов» (Ленин, Сочинения, том XIX, стр. 133).

В эти десятилетия происходит раздел почти всего африканского континента, до того времени колонизованного лишь в прибрежных полосах.

Тогда же совершается раздел огромных территорий в центральной и ю.-в. Азии (будущие «Средне-азиатские владения» России, Бирма, Индо-Китай и пр.) и островов Тихого океана (см. Колонии и колониальная политика). Впереди всех в борьбе за новые колониальные захваты выступала Англия. Ее главными соперниками в этой борьбе являлись тогда Россия и Франция. Германия не была еще опасным конкурентом Англии (см. Ленин, Соч., т. XVIII, стр. 140). Сложившиеся к 90-м гг. группировки держав (Тройственный и Франко-русский союз) далеко не сразу привели к войне между их участниками. Считая свой тыл обеспеченным со стороны Германии, Франция после заключения Франко-русского союза направила свое главное вдимание на колониальную экспансию в Африке. Ее русский партнер, чувствуя себя обеспеченным против той же Германии, обратил свои взоры на Дальний Восток. Со своей стороны Германия вступила теперь на путь также небывалого экономич. развития и усиленно стала искать колониальных захватов, новых рынков, новых «сфер влияния». Континентальные антагонизмы, к-рые должны были, как-будто, достигнуть с образованием двух соперничающих группировок большого напряжения, оказались, т. о., наоборот, временно смягченными, благодаря обострению колониальной экспансии. Становится даже возможным такое явление, как русско-германо-франц. сотрудничество на Дальнем Востоке в 1895 с целью пров. с. э. т. XLIV.гнать Японию с Азиатского континента, куда она забралась было после победоносной войны с Китаем в 1894—95.

Вне обеих группировок оставалась вплоть до начала 20 в. Англия, проводившая политику «блестящей изоляции». Тот факт, что главными колониальными соперниками Англии в 70—80  — х гг. и в первой половине 90  — х гг. являлись Россия и Франция, сближал Англию с Германией как врагом Франции и с союзницей Германии — Австро-Венгрией — как с противником России на Ближнем Востоке. Однако Англия не присоединялась формально к тройственному союзу, считая, не без основания, что противоречия между континентальными державами являются достаточным обеспечением ее безопасности и что в случае столкновения со своими континентальными соперниками в борьбе за колонии она, не связывая себя предварительным союзом, сможет рассчитывать на помощь Германии и Италии против Франции и на помощь Австрии, а эвентуально и Германии как союзницы последней против России.

Завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими государствами. Такова была система международ ных отношений к началу 20 в., когда «территориальный раздел земли» между «крупнейшими капиталистическими державами» в основном закончился. В Африке «свободными» остались лишь Абиссиния, в 1896 отстоявшая свою самостоятельность от покушения итал. империализма, Триполи и Марокко. Англо-бурская война 1899—1902 положила конец независимости бурских республик. В 1899, в результате англофранц. конфликта при Фашоде (1898), произведен был раздел огромных хинтерландов в бассейнах Нила и Конго. В том же году соглашение об окончательном разделе Самоа завершает раздел Океании. В Азии, после завоевания русскими Коканда, Бухары, Хивы и Туркмении, после захвата англичанами Белуджистана и Бирмы и установления англ. протектората над Афганистаном, после аннексии Аннама и Тонкина французами, не поделенными оставались Турция, Персия, Сиам и Китай. Окончательному разделу трех первых препятствовало взаимное соперничество самих империалистов, но они, как и Китай, все же превратились в полуколот нии. Японская агрессия (Японо-китайская вой*на 1894—95) положила начало разделу Китая на сферы влияния. Страны Латинской Америки к началу 20 в. также очутились в финансово-экономцч. зависимости от английского или сев. американского капитала. Зависимость эта создавалась, гл. обр., в связи с развитием железнодорожного строительства и (для стран Центр. Америки) нефтяной пром-сти, а также с проектами прорытия канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Ту же участь испытал и ряд европейских стран, как, напр., Португалия (давно уже являвшаяся своего рода вассалом Англйи) и некоторые балканские государства.

Обострение неравномерности развития в эпоху империализма. «Неравномерность экономиче ского и политического развития есть безусловный закон капитализма» (Ленин, Сочинения, том XVIII, стр. 232). Крайнее усиление неравномерности развития в эпоху империализма непрерывно обостряет капиталистические противоречия, умножает и усложняет причины вооруженных конфликтов и войн, делает их неизбежными. Неравномерность развития 17