Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/253

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПСИХИАТРИЯ (от греч. psyche — душа и iatгео — лечу), дисциплина, занимающаяся изучением болезненных отклонений в психической сфере, выяснением и описанием психич. болезней, установлением их причин, способов лечения и предупреждения. Название П. является неправильным; правильным было бы такое название, к-рое указывало бы, что речь идет об общих заболеваниях организма с наиболее резкими расстройствами со стороны психич. сферы в форме неправильного восприятия и понимания окружающего и расстройства поведения.

Психиатрия так же стара, как медицина.

«Отец медицины» Гиппократ, живший в 5 в. до хр. э., был и отцом психиатрии. Часто встречающиеся картины меланхолии и мании ему были уже известны, и, что особенно. существенно, причину их, равно как и других заболеваний, он видел в изменении соков организма, устанавливая, так. обр., материальную основу психич. болезней. Той или другой теории в понимании психоза соответствовала и своя практика. Для Гиппократа и одинаково мыслящих с ним врачей древнего мира душевнобольной был прежде всего больной с определенными соматическими отклонениями, требующий лечения. Средневековая наука, бывшая в основном в руках монахов и в полном подчинении у религии, объясняла психич. болезни одержимостью, вселением в человека дьявола; это вселение считалось чемто вроде добровольного подчинения дьяволу, отдачи в его власть порочной, греховной души.

Болезненные явления считались результатом поведения вселившегося в человека дьявола.

Лечение заключалось в том, чтобы вырвать у больного хотя бы пытками признание в отдаче себя дьяволу, а затем изгнать беса молитвой, заклинаниями, пытками. Так как это, естественно, не удавалось, то человека сжигали.

По приблизительным подсчетам, в этот период погибло на кострах несколько сот тысяч душевнобольных.

По мере развития медицины и выхода ее изпод власти церкви изменился и взгляд на психич. болезни. Но хотя теория бесоодержимости была отвергнута, методы лечения психически больных долго оставались бесчеловечными.

Так как психические больные нередко были неприемлемы в общежитии, то их изолировали от окружающих, запирали в особые учреждения, к-рые должны были быть больницами, в действительности же были скорее тюрьмами.

Помимо изоляции, широко применялись и такие меры, как связывание, помещение в особые клетки, приковывание на цепь. Естественно, что при таких условиях состояние больных еще больше ухудшалось. — Вплоть до конца 18 в. медицина не знала других методов лечения и ухода за психич. больными. Гуманитарные идеи французской революции 18 в. нашли свое отражение и в истории П. По инициативе французского врача Пинеля, положившего начало реформе психиатрич. дела, были сняты цепи с душевнобольных в одной из двух психиатрич. больниц в Париже. Его примеру стали (правда, не сразу) следовать и другие. Пинель в своих реформах психиатрич. дела исходил из взгляда на психич. болезни, как на болезни, имеющие в своей основе материальные изменения в организме — соматические расстройства. Эта борьба между т. н. соматиками, т. е. сторонниками теории наличия соматических (телесных) изменений в основе психоза, и «психиками», к-рыеповторяли взгляды средневековых монахов, что сущность психич. болезней лежит в порочности духа, что только одержимые гордыней и другими низменными свойствами духа могут сойти с ума, длилась в течение всего 19 в.

В успешном разрешении борьбы в пользу соматиков большое значение имели систематич. вскрытия умерших душевнобольных, производимые Эскиролем, Морелем и Гризингером. Эти вскрытия все больше подкрепляли положение, что психозы — это заболевания, имеющие в своей основе «изменения головного мозга. Данные подобного рода послужили основой для развития материалистич. взглядов (в начале грубомеханистических) у Молешотта и Бюхнера, а в дальнейшем привели к правильному пониманию патологии. процесса, к современному пониманию психоза как общего заболевания организма, зависящего в основном от анатомических изменений в мозгу. Изменения структуры мозга обусловливают нарушения функций последнего.

Громадную роль в дальнейшем развитии П. сыграл Крепелин (см.), утвердивший в П. принцип клинической нозологии, согласно к-рому психич. заболевания, по аналогии с болезнями, изучаемыми внутренней медициной, рассматриваются как своеобразные, друг от друга отличные, процессы с особой для каждого из них этиологией, симптомами и течением. Крепелин установил, что психозы являются проявлениями общего заболевания организма, что наряду с психич. расстройствами всегда должны быть и другие общесоматические симптомы. Учение Крепелина привело к коренному изменению организации психиатрич. помощи, к организации психиатрич. больниц по типу общих больниц с постельным режимом, общими «методами лечения и т. п. — П. в царской России была всецело в плену у западной научной мысли,, повторяя, по существу, все этапы развития ее на Западе. Научная работа в области П. в России начала развиваться только в 60  — х гг.

19 в. (первая кафедра была организована в 1857 в Петербургской медико-хирургич. академии). Главным рассадником русской научной и практич. П. в 70—80  — х гг. 19 в. была клиника Мержеевского. В 90  — х гг. 19 в. была открыта первая психиатрич. клиника в Москве, где Корсаков (см.) развернул свою широкую деятельность по введению новых принципов лечения душевнобольных (отказ от мер стеснения, введение постельного режима, общих методов лечения и пр.). Однако и при нем П. в царской России была преимущественно только психиатрией «желтых домов».

Советская П. изменила всю систему психиатрич. дела. Советская П. стремится сблизиться со смежными медицинскими дисциплинами, чтобы иметь возможность использовать для лучшего изучения и лечения психич. болезней все новое, имеющееся в науке. Улучшение методов исследования дало возможность более раннего распознавания психоза, что имеет огромное значение в деле лечения. Успехам П. и расширению ее рамок способствовало вовлечение в круг изучаемых заболеваний, помимо вполне выраженных законченных форм, также и начальных форм, т. е. таких, к-рые по слабой выраженности своих болезненных явлений могут быть поставлены на границе с собственно душевным заболеванием; это — область т. н. малой психиатрии, пограничной психиатрии.

Расширение рамок и задач П. нужно считать