Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вершенного вида в глагол совершенного вида: «писать — написать», «ехать — приехать». Однако это не относится к глаголам, обозначающим многократное действие (с суффиксом «ыв», «ив»): «записывать», «почитывать» и нек-рым другим. Правописание слов с приставками: 1) П. пишутся всегда слитно со всей остальной частью слова, тогда как предлоги (см.) пишутся раздельно: «издали», но «из прекрасного далека»; 2) шесть П., оканчивающихся на «з»  — «низ», «воз» («вз»), «раз», «без», «из», «чрез» («через»), пишутся фонетически: перед глухими согласными меняют «з» на «с» («бездорожье — бестолковый», «разгонять — раскат»).

Остальные П. не изменяются — ср. «сбежать», «отдать» и т. д. П. на согласный перед корнем или следующей частью слова, начинающимися с гласного «и», вызывают мену гласного «и» на «ы»: «сыграть», «безыскусственный», «безысходный». См, Морфология, Грамматика, ПРИСТАНИ, см. Порты, ПРИСТЛЕЙ, см. Пристли.

ПРИСТЛИ (Priestley), Джозеф (1733—1804) (в русской транскрипции также П ристл е й), выдающийся английский естествоиспытатель, философ-материалист и политич, деятель. Родился в Йоркшире, в семье владельца ткацкой мастерской. По окончании богословской академии П, стал диссидентским проповедником, ведя одновременно педагогии, работу и занимаясь разносторонней научной деятельностью.

Во время празднования П. и другими «друзьями французской революции» годовщины взятия Бастилии в 1791 реакционными кругами было спровоцировано нападение на его дом.

Все его имущество, библиотека и лаборатория были сожжены, и П, принужден был спасаться бегством. Под влиянием дальнейших преследований П. эмигрировал в Сев, Америку, где и умер в Филадельфии. — П. написал множество сочинений по вопросам естествознания, философии, политики, религии, педагогики и филологии. Уже ц 1767 П. получил звание члена Королевского общества за работу «History and present state of electricity». П. был выбран также членом Парижской академии наук, чего удостаивались из иностранцев лишь такие знаменитые ученые, как Лейбниц и Ньютон.

П. был идеологом радикально настроенной части буржуазии эпохи промышленного переворота в Англии. Его научно-философские учения неразрывно связаны с его политич. убеждениями. В «Письмах» к известному реакционеру Э. Берку Пристли с большой силою и страстностью оправдывает бурж. франц. революцию 1789—94, утверждая права народа на восстание и свержение тирании. Одновременно П. защищает принцип свободной конкуренции и невмешательства государства в экономии, жизнь.

В качестве естествоиспытателя П. обладал замечательным экспериментаторским талантом и обессмертил свое имя рядом химич. открытий. П. принадлежит заслуга открытия азота, аммиака, двуокиси азота, закиси азота, сернистого ангидрида, сероводорода, углекислоты (определение ее свойств) и фосфористого водорода. В 1774 П. нагреванием окиси ртути получил кислород, природа которого была установлена Лавуазье. Однако П не сумел отрешиться от теории флогистона. «В химии теория флогистона, — пишет Энгельс, — своей вековой экспериментальной работой добыла тот именно материал, с помощью которого Лавуазье сумел открыть в полученном Пристли кислороде реальный анти 48

под фантастического флогистона, что дало ему возможность отвергнуть всю эту флогистическую теорию» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 342). В 1771 П. положил начало учению об ассимиляции углекислоты растениями, поставивши знаменитый опыт с «исправлением» растениями воздуха, испорченного дыханием животных. Однако П. не понял всего значения установленного им факта и не подозревал, что растение, «исправляя» воздух, питается им. Представляют ценность также работы П. в области физики, в частности, по электричеству, оптике, теории звука.

Как философ П. сложился под преимущественным влиянием Гоббса, Локка, Ньютона и  — ближайшим образом — Гартли. В решении важнейших вопросов философии, начиная с основной проблемы отношения мышления к бытию, П. занимает позицию метафизического материализма. Основная непоследовательность его философии заключается в попытке примирить материализм с религией. Главный удар П. направляет против картезианских учений о «духе» как особой и самостоятельной субстанции, не имеющей ничего общего с материей. Признавая одну субстанцию — материю, П. утверждает, что сущность материи — не считая протяженности — составляют силы притяжения и отталкивания. Непроницаемость основана на силе отталкивания, «оформленность» же любой вещи — на силе взаимного притяжения частиц.

Психические свойства обнаруживает не всякая, а лишь известным образом организованная материя (нервы  — мозг). Возникновение и уничтожение психич. способностей П, механистически сравнивает с появлением и исчезновением тех или иных физич. свойств (напр., магнитных). Весь ход психич. жизни целиком обусловлен жизнью физической. Физиологической основой всей4 психической деятельности являются колебания, или «вибрации», в нервномозговом веществе. Развивая «вибрационную теорию» Гартли, П. утверждает, что различия в типах вибраций и в их сочетаниях достаточны для объяснения всего многообразия психической жизни. Ощущения, вызываемые внешним миром и «передаваемые мозгу в виде колебаний или вибраций» (Пристли), составляют исходный пункт процесса познания. Из комбинаций подобных «простых идей» образуется все богатство «сложных идей». П., подобно Гартли, считает, что все явления памяти, воображения, воли, рассудка и всех других душевных способностей и операций являются только различными видами или случаями ассоциаций идей. В свою очередь ассоциации неразрывно связаны с мозговыми вибрациями. Из этого П. делает вывод: «Чтобы сделать человека тем, что он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала... и влияния тех обстоятельств, среди которых действительно находится такой человек». Из материализма и теорий ассоциаций П. логически вытекает его строгий детерминизм. Волевое решение всегда детерминировано определенными причинами (мотивами). Человек «добровольно делает свой выбор», но, подчиняясь законам объективного мира и «своей природы», он «делает его некоторым определенным образом». Детерминизм не отрицает ответственности человека за свои поступки и отнюдь не сводится к квиетизму.

П. решительно восстает против смешения детерминизма с «предопределением». МатериаI лизм П. непоследовательный: пытаясь сочетать