Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/392

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

возникновения и высшей ступени развития рабовладельческой демократии дает нам история Афинского государства. В областях земледельческих, особенно там, где государство возникло в результате завоевания, сохранялись в различной форме пережитки патриархальнообщинных порядков. Примером может служить Спарта (см.). Однако и развитая рабовладельческая демократия оставалась демократией ограниченной. Не только рабы, но даже греки, уроженцы других государств, не пользовались политич. правами. Большинство населения находилось, т. о., в стороне от политической жизни. Рабовладельческая демократия была демократией для меньшинства (ср. Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 369—370). Неодинакова была роль в политической жизни и свободного населения. Действительное влияние на ход политической жизни оказывали землевладельцы, крупные торговцы, ростовщики.

Подчеркивая эту ограниченность греческой рабовладельческой демократии, мы не должны забывать, что именно в Греции на почве рабовладения впервые в истории возник принцип народоправства. Рабство в момент'своего возникновения и в классическую эпоху своего развития’ было прогрессивным явлением.

«Только рабство, — говорит Энгельс, — сделало возможным разделение труда в более или менее крупном масштабе между земледелием и промышленностью и таким путем сделало возможным расцвет древнего мира, греческую культуру. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римской империи, а без фундамента греческой культуры и римской империи не было бы и современной Европы.

Мы никогда не должны забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имело своим предварительным условием такой строй, в котором рабство было столь же необходимым, сколько общепризнанным элементом. В этом смысле мы в праве сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма» (Энгельс, АнтиДюринг, 1938, стр. 148). Однако в самом рабовладении были заложены противоречия, обострение которых ведет к кризису рабовладельческого общества. Прежде всего это касается воспроизводства рабов: «система рабства  — насколько она представляет господствующую форму производительного труда в земледелии, мануфактуре, судоходстве и т. д., как было в развитых государствах Греции и в Риме, — сохраняет элемент натурального хозяйства. Самый рынок рабов постоянно получает пополнение своего товара — рабочей силы  — посредством войны, морского разбоя и т. д., и этот разбой, в свою очередь, обходится без посредства процесса обращения, представляя натуральное присвоение чужой рабочей силы посредством прямого физического принуждения» (Маркс, Капитал, т. II, В изд., 1936, стр. 416). Рынок рабов пополнялся нерегулярно. Это вызывало большие колебания в ценах на рабов. Стремление пополнить рынок приводило к войнам — со времени Пелопоннесской войны, во время войн между греч. городами, взятые в плен греки и даже мирные жители враждебных городов превращались в рабов и продавались. Рост производительных сил, в частности развитие техники, в рабовладельческом обществе был ограничен. «При системе рабства денежный капитал, затрачиваемый напокупку рабочей силы, играет роль денежной формы основного капитала, который возмещается лишь постепенно, по истечении периода активности в жизни раба» (Маркс, там же).

Благодаря этому главная часть денежного капитала неизбежно должна была тратиться на покупку рабов, а не на то, что соответствует постоянному капиталу при капиталистическом способе производства, и это вело к тому, что техника производства оставалась низкой. Натуральное присвоение рабочей силы раба путем внеэкономического принуждения приводило к тому, что раб не был заинтересован в повышении производительности своего труда.

И вместе с тем конкуренция рабского труда не давала возможности применению труда свободных. Для античного общества характерным является взгляд на производительный труд как на рабскую деятельность, недостойную свободных (см. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс иЭнгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 98). Разорившиеся свободные предпочитали поэтому жить в городах на положении люмпен-пролетариев или пополнять кадры наемнических армий. Наконец, тяжелое положение рабов, с одной стороны, и скопление их в городах, с другой, способствует росту их сопротивления рабовладельцам. Для Греции характерным является пассивное сопротивление рабов (напр., бегство в лагерь противника во время войны, как это было в Афинах во второй период Пелопоннесской войны) и участие рабов в движении бедноты (особенно в 4 и 3 вв. до хр. э., когда во многих городах социальные противоречия приводят к гражданским войнам). Упадок Греции, к-рый начался еще в 4 в. до хр. э. и в конечном итоге привел к потере греч. городами их политической самостоятельности, был результатом кризиса рабовладельческого общества.

Рабство в Риме возникает и развивается несколько иначе, чем в Греции. Торговля не играла здесь такой роли, как в греческих городах. Уже в раннюю эпоху Рим вступает на путь завоеваний. Это приводит к расширению его территории и к захвату рабов. Для древнего периода, правда, характерным является рабство за долги. По законам XII таблиц должник отвечает перед кредитором своей личностью: в случае неуплаты долга кредитор может наложить на него руку, превратить в раба. Лишь в результате длительной борьбы низшему свободному сословию римского общества — плебеям — удалось (326 до хр. э.) добиться трго, что должник отвечает перед кредитором только своим имуществом. Рынок рабов, с этого времени пополняется, гл. обр., в результате войн. Этот процесс усиливается особенно с тех пор, как Рим стал на путь завоеваний заморских территорий. Таким образом, не торговля, а, гл. обр., завоевания способствовали росту рабовладения в Риме. Как непосредственные производители рабы используются прежде всего в сельском хозяйстве,^, к. ремесло в Риме, как и во многих италийских городах, обслуживало, гл. обр., местные нужды и не играло такой роли, как в Греции. Применение труда рабов в сельском хозяйстве вызывает стремление господствующих групп к расширению своих владений. Аграрный вопрос играл большую роль в течение всей римской истории. Отражение борьбы за землю мы находим в тех, не всегда достоверных, известиях