Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/84

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

является специфической для капитализма формой общественных производительных сил: рабочая сила и средства производства функционируют в качестве производительных сил лишь в той мере, в какой они принимают форму П. к.; вне этой формы они остаются только производительными силами в потенции. В силу этого П. к. является не только формой производительных сил, но и границей их развития.

Это особенно ярко обнаруживается в период общего кризиса капитализма; производственный аппарат промышленности использовался в среднем (при одной смене): в США (1925—1934) — на 57%, в Англии (1920—35) — на 67%, в Германии (1929—36) — на 52, 8% и т. д. В то же время среднегодовая цифра безработных в капиталистических странах за 1929—36 составляла около 19—20 млн. человек. Огромные потенциалы общественных производительных сил не используются только потому, что они не могут принять форму П. к., или потому, что применение их в качестве капитала невыгодно.

С. Токмалаее.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД, труд, создающий материальное или духовное богатство в определенной общественной форме и потому представляющий собою основу жизни и развития данной общественно-экономической формации. С точки зрения простого процесса труда П. т. является всякий труд, к-рый имеет своим результатом ту или иную потребительную стоимость или известный полезный эффект, как, напр., труд учителя. Понятие П. т. и, следовательно, «понятие производительного рабочего отнюдь не исчерпывается отношением между деятельностью и ее полезным эффектом, между рабочим и продуктом его труда: оно включает в себя также специфически общественное, исторически возникшее производственное отношение» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 423). Так, например, в антагонистическо-классовых обществах производительным является только труд, создающий прибавочный продукт для класса эксплоататоров, следовательно, только труд в форме рабского, феодально-крепостного или наемного труда.

Вопрос о П. т. впервые был поставлен меркантилистами. Защищая интересы торгового капитала и борясь против феодальной расточительности, они объявили купеческую деятельность П. т. Согласно их воззрениям, «производителен только тот труд, который родит деньги, золото и серебро» (Маркс, •Теории прибавочной стоимости, т. I, 4 изд., 1936, стр. 175). Вильям Петти (см.), родоначальник классической политической экономии, считает производительным труд земледельцев, моряков, солдат, мастеровых и купцов, ведущих внешнюю торговлю, и признает непроизводительной деятельность духовенства, чиновников, адвокатов, врачей, лавочников, купцов во внутренней торговле, нищих и преступников. По мнению физиократов Ф. Кене, Тюрго (см.) и др., производителен только земледельческий труд. Эта ограниченность преодолевается Адамом Смитом (см.), к-рый под П. т. понимает, с одной стороны, всякий труд, создающий материальное богатство в форме товаров, с другой — наемный труд, создающий прибавочную стоимость. Исходя из этого, он относит к непроизводительному труду деятельность «государя, со всеми своими судейскими чиновниками и офицерами, весь состав армии и флота», «духовных, юристов,врачей, всякого рода ученых, актеров, скоморохов, музыкантов, оперных певцов, танцовщиц и т. д.» (см. Маркс, Теории прибавочной стоимости, т. I, стр. 253).

Хотя буржуазная «классическая политическая экономия, частью инстинктивно, частью сознательно, с самого начала в производстве прибавочной стоимости видела характерный отличительный признак производительного рабочего» (Маркс, Капитал, том I, 8 издание, 1936, стр. 423) и объявляла непроизводительным, труд в области личных услуг, однако ее представление о буржуазном производстве как об абсолютной естественной форме производства не дало ей возможности разрешить вопрос о П. т. Только Маркс, установив действительную природу капиталистич. отношений, окончательно разрешил «проблему о П. т.' «Производительный труд, — пишет Маркс, — это лишь сокращенное выражение для обозначения всей полноты того отношения, в котором фигурирует рабочая сила в капиталистическом процессе производства» (Маркс, Теории прибавочной стоимости, т. I, стр. 257). Поскольку сущность капиталистического производства заключается в производстве прибавочной стоимости, П. т. является только труд, создающий прибавоч*ную стоимость, труд, превращающий «объективные условия труда в капитал, а их владельца — в капиталиста; стало быть труд, создающий свой собственный продукт в виде капитала» (Маркс, там же, стр. 257).

Эта характеристика П. т. обнаруживает всю несостоятельность противопоставления физического труда умственному как производительного труда непроизводительному. При производстве прибавочной стоимости «соде ржание труда — конкретный характер, особая полезность его — само по себе не имеет... значения» (Маркс, там же, стр. 262). В капиталистическом обществе театры, кино, консерватории, учебные заведения, больницы и пр. в руках отдельных капиталистов и их объединений суть предприятия по производству прибавочной стоимости и занятые в них работники умственного труда являются такими же производительными рабочими, как наемные рабочие в сфере материального производства.

Труд по транспортировке, сортировке, учету и хранению товаров представляет собой также П. т., ибо эти операции являются продолжением процесса производства в сфере обращения. С другой стороны, всякий наемный труд, обмениваемый на доход и, следовательно, занятый в сфере личных и общественных услуг, как, напр., труд домашних работниц, домашних учителей и врачей, государственных служащих, чиновников, офицеров, духовенства и т. д., уже не функционирует как источник прибавочной стоимости и потому является непроизводительным трудом. К непроизводительному труду относится и труд, обслуживающий процесс обращения капитала, напр., труд, занятый такими операциями, как реклама, счетоводство, ведение книг и пр., так как превращение стоимости из одной формы в другую не есть процесс производства и «время купли и продажи не создает стоимости» (Маркс, Капитал, т. II, 8 изд., 1936, стр. 112).

Непроизводительный характер труда в сфере обращения ничуть не означает отрицание общественной необходимости его в условиях капитализма. Точно так же из этого не вытекает