Страница:БСЭ-1 Том 49. Робер - Ручная граната (1941)-2.pdf/76

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

чайших деталей) — таковы основные качества муз. — драматургии, стиля Мусоргского. Как народные социально-реалистические муз. драмы его гениальные истории, оперы «Борис Годунов» (1868—72) и «Хованщина» (1872—80) не имеют себе равных в истории мирового оперного искусства. Его комическая опера «Сорочинская ярмарка» (1872—80) является лучшей русской бытовой музыкальной комедией. Многие сольные вокальные произведения Мусоргского представляют своеобразный род драматизированных песен, как бы маленькие сценки  — «Светик Савишна», «Семинарист», «Ах ты, пьяная тетеря», «Гопак», вокальные циклы  — «Детская» (1868—72) и «Песни и пляски смерти» (1875—77). Особняком стоит мрачный, проникнутый пессимизмом цикл «Без солнца» (1874) на слова А. Голенищева-Кутузова.

Инструментальным произведениям Мусоргского свойственны черты программности, например, в симфонической фантазии «Иванова ночь на Лысой горе» (1866—67) и в замечательном ф. — п. цикле «Картинки с выставки» (1874).

Другим своеобразнейшим и крупнейшим композитором «Могучей кучки» был А. П.

Бородин (1833—87). Его стихия — народный эпос, образы могучей богатырской силы и размаха, «воля вольная, сила сильная», воспетые им в «Песне темного леса». Эти образы преобладают в крупнейших и наиболее характерных его произведениях — в опере «Князь Игорь», в симфониях, нек-рых пьесах. Эпичность сочетается в его творчестве с мягким лиризмом, плавной мелодикой. Как и других «кучкистов», Бородина привлекал Восток (симфонии. картина «В Средней Азии», половецкие сцены в «Князе Игоре» и др.). Все творчество Бородина проникнуто жизнеутверждающим началом, оптимизмом, мужественностью. Крупнейшие произведения Бородина отличают классич. ясность и стройность форм, сочетающиеся с чертами романтич. программности и колористичности. В этом отношении особенно характерна 2  — я симфония (1869—76) народноэпического склада, прозванная «Богатырской».

Наряду с монументальными симфонии, формами Бородин уделял внимание и камерным, оставив в этой области ряд выдающихся произ-* ведений (струнные квартеты, ф. — п. квинтет, вокальная лирика). В оперном творчестве Бородин тяготел не к декламационному стилю, а к напевному, к широким и пластичном оперным формам. Его опера «Князь Игорь» (1869—87), основанная на сюжете великого произведения русской поэзии 12 в. — «Слово о полку Игореве», — по своим муз. приемам во многом родственна «Руслану и Людмиле» Глинки.

Младший представитель «Могучей кучки», Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908), один из замечательнейших и плодовитейших русских композиторов, проделал большой творческий путь, создал целую школу, воспитав ряд видных композиторов. В начальном периоде творчества он исходил из задач, характерных в общем для всех композиторов «Могучей кучки». К этому периоду относятся 1  — я симфония (1862—65), симфонич. картина «Садко» (1867), 2  — я симфония «Антар» (1868), народноисторич. опера «Псковитянка» (1868—72), романсы. В 70  — х гг. Римский-Корсаков пересматривает свои прежние музыкально-эстетические воззрения, уясняет свои индивидуальные художественные склонности. Наиболее близкой, ему сферой становятся народная сказка, фан 686

тастика, древне-славянский языческий мир с его культом одухотворенной природы. Немалую роль в этом процессе сыграла работа Римского-Корсакова над собиранием, изучением и обработкой русских народных песен, преимущественно обрядовых. Увлечение сказочной сюжетикой и языческим пантеизмом нашло особенно яркое выражение в опере  — весенней сказке «Снегурочка» (1880—81) и сказалось в большинстве его опер: «Майская ночь», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде* Китеже», «Золотой петушок». Впрочем, во всех сказочных операх Римского-Корсакова элементы фантастические переплетаются с реалистическими, бытовыми. Операм «Кащей» (1902) и «Золотой петушок» (1907) свойственна тенденция к политич. символике; последняя из них представляет сатиру на русское самодержавие. Иной характер носит «Царская невеста» (1898) — глубоко реалистическое произведение, где, как и в ранее написанной «Псковитянке», личная драма развивается на бытовом фоне русского историч. прошлого и где композитор, подобно Чайковскому, обращается к классически законченным традиционным оперным формам. Напротив, опера «Моцарт и Сальери» (1897), по Пушкину, подобно «Каменному гостю» Даргомыжского, представляет собой опыт речитативно-декламационного стиля. Романсовое творчество Римского-Корсакова, в истоке своем близкое балакиревскому, проникнуто созерцательными лирическими настроениями и отличается утонченностью и простотой формьь Наряду с образами русской народной поэзии, в творчестве Римского-Корсакова большое место занимают образы Востока (2  — я симфония «Антар», симфонич. сюита «Шехеразада» и др.). Римский-Корсаков обогатил музыкальную речь новыми ладово-гармонич. средствами, новыми красками оркестра. Мелодика Римского-Корсакова, пронизанная народно-песенными оборотами, очень близка русской народной песне.

Принадлежавший также к «Могучей кучке» Ц. Кюи (1835—1918) осуществлял в своем творчестве, главным образом, одну из художественных задач этой школы  — стремление к единству музыки и текста в вокальном творчестве, к детальному и объективному отображению текста в музыке, к декламационному стилю. В этом направлении Кюи дал высокоценные образцы, напр., в ряде своих романсов на слова Пушкина и Майкова, а также в романтической опере «Вильям Ратклифф». Характерная для всех остальных композиторов «Могучей кучки» глубокая связь с русским фольклором Кюи несвойственна.

Почти одновременно с Новой русской школой выступил один из величайших русских музыкантов, гениальный симфонист и оперный композитор — П. И. Чайковский (1840—93).

Будучи воспитанником Петербургской консерватории (учеником А. Рубинштейна), а затем профессором Московской консерватории (1866—1877), Чайковский не примыкал вполне ни к одному из оформившихся в его время направлений. Творческая независимость Чайковского сказывается уже в его подходе к разрешению проблемы национальной музыки. Не стремясь, в отличие от «кучкистов», к точному воспроизведению характерных черт русской народной песни в ее ладовом, интонационном и ритмиче-