Страница:БСЭ-1 Том 51. Серна - Созерцание (1945).pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ние имел труд проф. И. Д. Беляева «Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе», 1859), истории русских представительных учреждений — земских соборов. В спорах и журнальной полемике об общине, о родовом и общинном быте древней Руси, о поместной системе С. выдвинули ряд новых и верных положений.

Совместно с учёными и писателями, близкими к ним по своим взглядам (профессоры М. А. Максимович, О. М. Бодянский, И. И. Срезневский, отчасти И. М. Снегирёв, писатели В. И. Даль, С. В. Максимов и др.), славянофилы начали — впервые И истории русской науки в Широких масштабах — собирание и изучение величайших национальных сокровищ и памятников культуры русского народа, украинского и белорусского народного творчества.

П. Киреевский посвятил свою жизнь собиранию народных русских песен (для него записывали песни А. С. Пушкин,. Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, Н. М. Языков, В. И. Даль, проф. С. П. Шевырёв, проф. К. Д. Кавелин, проф. М. П. Погодин и др.). Киреевский собрал до 10 тыс. записей народных песен, составив всемирно известное собрание русского песенного фольклора. В. И. Даль в течение нескольких десятков лет составлял «Толковый словарь живого великорусского языка»; среди писателей и учёных, которые, по словам Даля, поддерживали и поощряли его в предпринятом громадном труде, он называл славянофилов — братьев Киреевских и Хомякова. В 60  — х гг. Даль издал «Пословицы русского народа». А. Ф. Гильфердинг собрал известный свод «Онежских былин». Близкий к славянофилам П. А. Бессонов оставил ценное собрание духовных песен и сказов «Калики перехожиё». Этнограф П. Н. Рыбников, примыкавший к С., в ссылке на севере составил ценнейшее собрание русских народных песен.

Ученик и последователь П. Киреевского, писатель П. И. Якушкин издал важный сборник «Народные русские песни». Известный русский фольклорист и этнограф П. В. Шейн, начавший свою собирательскую работу под влиянием С., собрал множество важнейших записей русских и белорусских песен, сказок, преданий, легенд, обрядов. М. А. Стахович и Т. И. Филиппов собирали народные русские мелодии.

И. М. Снегирёв начал собирание и изучение народных лубочных картинок.

С. и близкие к ним писатели и учёные в 30—50  — х гг. 19 в. с сочувствием и вниманием относились к развитию украинской литературы и сами сделали много для собирания и изучения памятников украинского и белорусского народного творчества. Проф. М. А. Максимович Собирал народные украинские песни й их мелодии. Его сборники под названием «Киевлянин» в 40  — х гг. объединили на своих страницах людей, интересовавшихся украинской историей, литературой, этнографией.

Максимович настойчиво отстаивал древнее пройсхождениё и самостоятельное значение украинского языка. Видное участие в работах киевской «Комиссии для разбора древних актов» принадлежало славянофилам: М. В. Юзефовичу и Н.

А. Ригельману, близким к ним проф. М. А. Максимовичу, проф.

Н.. Д. Йванишеву и украинскому писателю П. А. Кулишу. Комиссия напечатала ценные архивные документы по истории Украины.П. Киреевский наряду с русскими собрал много белорусских песен. Белорусские сказки, песни, легенды собирал П. В. Шейн. Проф.

М. П. Погодин первый привлёк внимание науки к личности великого белорусса Франциска Скорины. Славянофилы были первыми русскими общественными деятелями, заговорившими о неотъемлемом праве Западной Украины на объединение со всем украинским народом.

Деятельность С. по собиранию и изучению народного творчества была плодотворна для развития национальной культуры русского, украинского, белорусского народов. Славянофилы, — указывал Горький, — «действительно много сделали в области народоведения сами и дали толчок к дальнейшему изучению России» (Горький М., История русской литературы, 1939, стр. 116). Однако с конца 50  — х, а главным образом в 60  — х гг. С. стали выступать против развития национальных культур.

Великий русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский в начале 60  — х гг. разоблачал эти реакционные взгляды С. в национальном и славянском вопросах.

По самому важному в тогдашней российской действительности вопросу освобождения крестьян С. занимали относительно прогрессивные позиции й в 40  — х и в 50  — х гг., они стояли за ликвидацию крепостного права, но только сверху.

Ленин подчёркивал: «Нельзя забывать, что в ту пору,... от40  — х до60  — хгодов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками» (Лени н, Соч., т. II, стр. 315).

В 1839 в статье «О старом и новом» Хомякон предлагал «общими и прочными мерами» искоренить «мерзость рабства законного». В 1847 Кошелев и П. Киреевский доказывали тяжесть, крепостного права и его невыгодность преждевсего для помещиков. Для П. Киреевского крепостное право  — «пагубная и страшная язва нашего государственного и общественного быта», к-рую нужно уничтожить «одной общей правительственной мерой». И. Аксаков в 1849е убеждённо заявлял: «Помещики непременно должны понести правомерный убыток при эмансипации крестьян за то, что целые столетия пользовались безобразными правами над собственностью и лицом крестьянина; я счи* таю..., что кр'естьянин, обрабатывающий землю; крестьянин, для которого она единственная мать и кормилица, более меня имеет на неёправ» («И. С. Аксаков в его письмах», т. II, 1888, стр. 108). «Мы должны своё дело сделать..., т. е. освободить труд», — писал Ю. Самарин в 1853.

В 50  — х гг. 19 в., особенно в ходе Восточной войны 1853—56, взгляды славянофилов под*верглись дальнейшему развитию. Хомяков, Самарин, Кошелев, И. Аксаков увидели причины военного поражения России в её отсталости, в недееспособности деспотического самодержавия, в крепостнических порядках. Кошелев, Хомяков, К. Аксаков, Черкасский теперь* настойчивее стали говорить о необходимости развития крупной капиталистич. промышленности, о проведении железных дорог и расширении внутреннего рынка, о»-’ росте больших городов. Но необходимой предпосылкой длф этого было освобождение крестьян. Кошелев, Самарин и др. выступили с рядом записок и проектов, они предлагали освободить крестьян с землёй, общинами и за выкуп. Хотя большинство славянофилов и не выступало за.