Страница:БСЭ-1 Том 51. Серна - Созерцание (1945).pdf/195

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В 40  — х, гг. и первой половине . 50  — х гг,. С. не имели, гл. обр. из-за цензурных препятствий, своего постоянного печатного органа. В начале 1845 на очень короткое время они взяли в свои руки журнал представителей теории «официальной народности» Погодина и Шевырёва  — «Москвитянин». Затем выпустили несколько сборников статей («Московские сборники», 1846, 1847 и 1852). Только с 1856 С., в связи с нек-рым смягчением цензурных строгостей, стали издавать свой журнал «Русская беседа» (1856—59). Ни «Московские сборники», ни «Русская беседа» не имели большого успеха, число подписчиков на «Русскую беседу» было очень скромным, и с 1860 издание журнала прекратилось. Со времени разрешения обсуждать в печати вопросы, связанные с подготовкой крестьянской реформы, при «Русской беседе» создано было особое приложение  — «Сельское благоустройство». Оно выходило ежемесячно и в сущности было новым славянофильским журналом, посвящённым исключительно крестьянскому вопросу. В начале 1859 журнал «Сельское благоустройство» был вынужден прекратить свсё существование из-за цензурных преследований. — Журнал сыграл важную роль в разработке и обсуждении либеральными помещиками главных принципов предстоявшей отмены крепостного права в России. Об этом журнале противник славянофильства революционный демократ Н. А.

Добролюбов писал в 1859: «Гуманнейший и цельнейший журнал по крестьянскому вопросу есть, конечно, „Сельское благоустройство"». Одновременно с изданием «Русской беседы» и «Сельского благоустройства» С. издавали газеты «Молва» и «Парус», к-рые вскоре были также закрыты царским правительством. В конце 50  — х — начале 60  — х гг. Ф. Чижов при участии И. Аксакова и А. Кошелева издавал периодические органы буржуазной торгово-промышленной и финансовой мысли  — «Вестник промышленности» и «Акционер». Органы эти, выражавшие экономическую программу славянофильства, поддерживались крупнейшими представителями московской буржуазии. После крестьянской реформы 1861 славянофил-публицист И. Аксаков, издавал в 60  — х гг. газеты славянофильского направления: «День», «Москва», «Москвич» и в 80  — х гг. — «Русь». Газета «День» пользовалась значительным влиянием и имела широкое распространение в начале 60  — х гг., особенно в либерально-оппозиционных кругах русского общества. Славянский отдел «Дня» гёл ожесто-* ченную полемику с шовинистическими немецкими, австрийскими и венгерскими газетами и журналами, отстаивая и защищая интересы славянских народов. Издания Аксакова многократно подвергались цензурным карам, приостанавливались и запрещались.

В 50  — х гг. и в начале 60  — х гг. возникло два близких между собою ответвления славянофильства: кружок и направление «молодой редакции» «Москвитянина» и т. н. почвенническое направление. Первый кружок объединял молодых писателей и критиков, взявших от М. П. Погодина издание «Москвитянина» с 1850. В кружок входили драматург А. Н. Островский, писатель А. Ф. Писемский, критик и поэт Ап. А. Григорьев, поэт и собиратель народных песен М. А. Стахович, публицист Т. И. Филиппов, Е. Н. Эдельсон, актёр и писатель И. Ф. Горбунов и др. В отличие от основ 374

ных представителей славянофильства этот кружок главное внимание и надежды направил на буржуазные городские слои. Ап. Григорьев писал, обращаясь к старым С.: «Убеждённые, как вы же, что залог будущего России хранится только в классах народа, сохранившего веру, нравы, язык отцов, в классах, не тронутых фальшью цивилизации, мы не берём таковым исключительно одно крестьянство: в классе среднем, промышленном, купеческом по преимуществу, видим старую извечную Русь»..

Почвенническое направление было преемником кружка «молодой редакции» «Москвитянина». Оно сложилось на основе деятельности журналов 60  — х гг. «Время» и «Эпоха».

Во главё этих журналов стояли великий русский писатель Ф. М. Достоевский и его брат М. М. Достоевский, сотрудниками были Ап. А. Григорьев, А. Ф. Писемский, Е. Н. Эдельсон и др. «Почвенники» выступали против поместного дворянства, чиновной бюрократии, за свободу личности, слова, за широкое распространение просвещения, за свободу торговли, усматривая в купце, мещанине, городской разночинной интеллигенции оплот и силу самобытной Руси. «Почвеннические» и позднейшие общественно-политические взгляды Ф. М. Достоевского были своеобразной разновидностью славянофильства.

Взгляды С., возникшие и наиболее полно выразившиеся в 40—50  — х гг., претерпели в 60—70  — х гг. значительные изменения. Основоположники этих взглядов (И. и П. Киреевские, Хомяков, К. Аксаков) к началу 60  — х гг. уже сошли в могилу. Оставшиеся в живых И. Аксаков, Самарин, Кошелев во многом отошли от общих взглядов группы С. 40—50  — х гг. и часто расходились между собой в общественных вопросах. О единой системе взглядов С. после 60  — х гг. говорить не приходится. Только И. Аксаков, переживший всех основоположников славянофильства, продолжал в 70  — х гГ. и Первой половине 80  — х гг. как бы представлять в русской общественной мысли старое славянофильство. Однако в это время в его сочинениях и изданиях оно существенно отличалось от системы С. 40—50  — х гг. На первое место выдвинулись внешне-политические проблемы. Реакционное отстаивание неограниченного самодержавия сблизило И. Аксакова в последние годы его деятельности с такими столпами реакции 80  — х гг., как К. П. Победоносцев.

Но ив это время заката славянофильства И. Аксаков и др. С. продолжали интересоваться славянским вопросом. Возглавляемый М. Погодиным и И. Аксаковым, Московский славянский благотворительный комитет, созданный С. ешё в 1858, так же как и др. подобные комитеты, значительно содействовал в 60—70  — х гг. развитию в русском обществе интереса и симпатии к славянским народам и ознакомлению славян (особенно южных) с Россией. Первый Славянский съезд в Москве в 1867 был организован при участии С. Публицистика И. Аксакова и деятельность славянских благотворительных комитетов наряду е др* факторами сь! грали видную роль в организации сочувственного отношения русского общественного мнения к юж. славянам во время балканских событий середины и второй половины 70  — х гг., особенно когда в ходе Руескотурецкой войны 1877—78 русский народ помог освобождению болгар и возрождению болгарской государственности.