Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/109

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Т. приходит к морали отречения. Роман поражает тонкостью психологии, анализа, глубокой лиричностью, скупостью художественных эффектов. Роман, имевший блестящий успех у современников, окончательно укрепил репутацию Т. как первоклассного мастер а.

Главный герой романа Лаврецкий мучается сознанием своего бессилия. Драматизм его положения заключается столкновении с такими понятиями и нравами, с к-рыми у него нехватает решимости бороться. Пассивность героев романов Т., их покорность обстоятельствам, разрушавшим их жизнь, вызвала протест революционных демократов против тех условий общественной жизни, к-рые обрекают русских людей на страдание, хотя Добролюбов признавал жизненность такой драматич. ситуации. Словами Лаврецкого: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» Т. как бы подводит итоги жизни целого поколения дворянской интеллигенции. Умирала крепостная дворянская Русь с поэзией старых дворянских гнёзд, «с мёртвыми абстрактными принципами и пассивными добродетелями» (Д о бр олюбов). В написанном ранее рассказе «Фауст» с невольной грустью Т. трактует эту же тему крушения личных надежд своих героев: «Жизнь не шутка и не забава; жизнь даже не наслаждение... жизнь тяжёлый труд.

Отречение, отречение постоянное — вот её тайный смысл, её разгадка; не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, — вот о чём следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти до конца своего поприща». Этот же тезис был положен и в основу «Дворянского гнезда».

Общественная потребность живого дела отражена в третьем романе Т. «Накануне» (1859). Сначала главное место в нём занимал образ Елены, но постепенно на первый план выступили образ болгарина Инсарова и связанная с ним тема национально-освободительного движения. В этом романе Т. со свойственной ему чуткостью большого художника изобразил намечающиеся социальные сдвиги, выдвижение на общественную арену нового, передового разночинного поколения. Дворяне — пассивные мечтатели  — оттесняются на второй план. Выдвигаются цельные, сильные натуры, идущие к своей цели без колебаний и компромиссов. В болгарине Инсарове Т. дал героический образ борца за освобождение своей родины. Роман пользовался огромным успехом в прогрессивной части общества. Инсаров воспринимался как предтеча русских Инсаровых, к-рых не могла ещё выдвинуть русская жизнь. Добролюбов выступил в связи с появлением «Накануне» со статьёй «Когда же придёт настоящий день», в к-рой, трактуя роман с общественной точки зрения, упрекал художника в недостаточном развитии революционной точки зрения на положение в России. Эта статья послужила поводом к окончательному разрыву Тургенева с журн. «Современник», к расхождению его с революционным движением 60  — х гг.

Первые три романа Т. — «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне»  — объединяет те 208

матика женской эмансипации. Отсюда и родственность образов героинь этих произведений. В «Рудине» Наталья Ласунская — первый бледный очерк образа, детально разработанного в «Накануне». Подобно Елене, Наталья серьёзно и пытливо смотрит на жизнь и готова пойти за человеком, превосходство к-рого над окружающими людьми она признаёт; подобно Елене, она способна принять в решительную минуту твёрдое решение. Обманувшись в Рудине, она принуждена «покориться». В «Дворянском гнезде» трагедия Лизы Калитиной также разрешается торжеством идеи отречения.

В романе «Накануне» Т. выдвинул ’образ новой русской женщины с её стремлением к широкой общественной деятельности. Елена смело порывает с традиционной моралью и утверждает за собой право самостоятельно устраивать свою судьбу. В романе, «Новь» в образе Марианны Т. пытался изобразить лучшие черты революционной молодёжи 70  — х гг. Образы женщин, созданные Т., — это одни из самых лучших и поэтических женских образов в мировой литературе. В них слились женственность, красота, нравственная сила, способность к самопожертвованию с его простотой, самозабвением и верность долгу.

Следующим романом Т., вызвавшим горячие споры и разногласия среди современников, был роман «Отцы и дети», напечатанный в «Русском вестнике» в 1862. Т. явился первым романистом, запечатлевшим в художественных образах крупнейшее явление в истории русского общественного развития середины 19 в. — раскол между «отцами и детьми», между либеральными дворянами и революционными разночинцами, когда значение этого раскола ещё не было до конца осознано его современниками. Т. первый попытался воплотить в образе Базарова народившийся общественный тип разночинцадемократа. Это обеспечило исключительную популярность роману. В Базарове есть независимость, твёрдая воля, уверенность в себе, большая внутренняя свобода. Издеваясь над всякой фразой, над всяким проявлением сентиментальности, Базаров беспощадно, даже грубо называет вещи своими именами. Он прямо и честно смотрит в лицо действительности, как бы страшна она ни была. С характером Базарова согласуется программа беспощадного отрицания старых барских принципов жизни, старых «аристократических* авторитетов. Подчёркивая в Базарове стихию» разрушения, Т. не был убеждён в жизненности Базарова, считая его обречённым на гибель. Сопротивление автора кругу революционно-демократии, идей сказалось не в обрисовке персонажей, а в общей моральнофилософской концепции романа. Не возражая по существу против практической программы «детей», Т. изображает встречи Базарова с крестьянами таким образом, что подчёркивает взаимное непонимание. Такое неверное изображение представителя крестьянской демократии получило отпор революционно  — демократии. критики, объявившей его клеветой на передовую молодёжь.

Реакционная печать, наоборот, приняла роман Т. с большим сочувствием. Несмотря на защиту Писарева, выступившего с апологией