Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/197

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Мосула Турцией. Т. обязалась уплатить старый оттоманский долг; впрочем, поскольку не было определено, какими деньгами  — золотыми или бумажными — следовало погашать долг, у турок сохранилась возможность дальнейших переговоров по этому вопросу.

Уступая давлению держав, Т. согласилась сохранять в течение 5 лет низкие таможенные пошлины на товары иностранного импорта и лишь по истечении этого срока могла принять меры таможенного протекционизма в интересах национальной пром-сти. Несмотря на всё это, Лозаннский договор в целом знаменовал собой большой успех новой Т.

Греки из Анатолии выселялись в Грецию в обмен на турок из Греции. Капитуляции были отменены. Перестало существовать Управление оттоманского долга. — Так новая Т. добилась международного признания своей независимости. Эта несомненная победа была ею одержана в значительной степени благодаря поддержке со стороны СССР.

Республиканская Турция.

Внутреннее положение в стране и образование народной партии. С окончанием нац. — освободительной войны общая цель, стоявшая перед всем турецким народом, была достигнута. Однако внутриполитич. положение в Т. было напряжённым вследствие происков реакции. Курдские шейхи, многие помещики и реакционное мусульманское духовенство добивались полного сохранения старых средневековых отношений. С этими реакционными элементами блокировалась стамбульская компрадорская буржуазия. Её агентурой в Анкаре была группа пашей, враждебных Кемалю. Турецкая нац. буржуазия, тесно связанная с помещичьим землевладением, опасалась аграрной революции и стремилась не допустить подлинной демократизации страны. Под давлением помещиков и кулацкой верхушки деревни кемалисты задерживали разрешение аграрного вопроса.

Даже феодальный налог ашар (десятина) и откупная система не были ещё отменены.

Опасаясь роста политич. активности рабочего класса, кемалисты открыто выступили против коммунистической партии (скрытую борьбу против коммунистов они вели ещё во время национальной войны). Осенью 1922, по окончании войны, турецкие власти разогнали легально созванный съезд коммунистич. партии в Анкаре. В 1925, воспользовавшись введением чрезвычайных судов для борьбы с реакцией, кемалисты обрушили репрессии также и на коммунистич. органы печати, ещё существовавшие в Стамбуле. С этого времени турецкой коммунистич. партии пришлось окончательно перейти на нелегальное положение.

В то же время, чтобы закрепить завоёванную независимость, анатолийская турецкая буржуазия нуждалась в реорганизации государства: необходимо. было ликвидировать феодально-теократическую монархию, создать промышленность, построить железные дороги, основать нац. банки, приобщить Т. к европ. культуре и цивилизации. Борьба против засилья иностранного капитала углубила экономии, и политич. противоречия между анатолийской турецкой буржуазией ai стамбульскими компрадорами. Борьба засветскую бурж. республику обостряла Ътношения с феодально-клерикальными элементами. В 1922 в Великом национальном собрании оформилась клерикально-феодальная фракция. Она назвала себя «второй группой защиты прав», в отличие от кемалистской «первой группы». За её спиной действовала «генеральская оппозиция» во главе с бывшим морским министром младотурецкого правительства Рауфом и генералом Карабекиром, оставшимися лишь формально в «первой группе». В Стамбуле возобновил деятельность комитет «Единение и прогресс».

На страницах стамбульских газет, руководимых младотурками, велась открытая пропаганда в пользу халифа и за предоставление широких льгот зап. — европейскому капиталу.

В свою очередь кемалисты приняли меры к консолидации своих сил. В феврале 1923, во время перерыва в работах Лозаннской конференции, был созван в Измире экономии, конгресс. Кемалисты старались привлечь симпатии трудящихся масс — крестьянства и рабочих: призывали рабочих организовывать профсоюзы, крестьян называли «хозяевами страны». Кемаль в своей речи заявил: «Соха — вот то перо, которым пишется исто^рия Турции». Принятые в Измире практич. решения всецело отвечали интересам нац. буржуазии. Конгресс наметил ближайшие задачи в области народного х-ва: переход от простой мануфактуры и мелкого производства к крупным фабрикам и заводам; скорейшее создание тех отраслей пром-сти, для к-рых в стране имеется сырьё, в частности текстильной и пищевой; поддержку национальной пром-сти в её конкуренции с иностранным капиталом. Однако положения крестьянства и рабочего класса измирские решения не коснулись.

Весной 1923 кемалисты создали свою политич. партию под названием народной партии.

Вместо программы Кемаль опубликовал «девять принципов». В них говорилось о суверенитете нации, о сосредоточении всей власти в Великом национальном собрании, но также и о том, что халифат является высшим общемусульманским учреждением. Буржуазии был обещан закод «о поощрении личной инициативы». По поводу ашара было лишь сказано, что способ его взимания, «вызывавший жалобы народа», будет «основательно улучшен». Проведённые перевыборы Великого национального собрания дали народной партии подавляющее большинство. В августе 1923 открылось Великое национальное собрание второго созыва. Мустафа Кемаль был единогласно . переизбран его председателем.

Государственное переустройство и борьба с реакцией. 6/Х 1923, в предусмотренный

Лозаннским договором срок, была закончена эвакуация британских войск с территории Т.

Национальная армия вступила в Стамбул.

Клерикалы и компрадоры стали добиваться, чтобы Стамбул — резиденция продолжавшего ещё существовать халифа — снова сделался правительственным центром. Однако 13/Х 1923 Великое национальное собрание приняло закон, по к-рому столицей Т. была объявлена Анкара. Вслед за тем, 29/Х 1923, Великое национальное собрание провозгласило Т. республикой. Президентом был избран Муста-