Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-2.pdf/86

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

огромной территории от берегов Сев. Африки до границ Китая и Индии крайне облегчило научный обмен. Так как арабские учёные уже в 8—9 вв. энергично изучали научное, в первую очередь философское, наследие античного мира, то народы Узбекистана оказались втянутыми в эту работу, что не замедлило привести к оживлению литературной и научной жизни. Тяжёлый экономии, гнёт, лежавший в годы арабского господства на народах Ср. Азии ещё не давал возможности свободного развития, но уже в 9 в. в результате междоусобной борьбы в халифате власть арабов ослабела, и на территории Узбекистана возникло почти независимое от халифата княжество Саманидов, имевшее центры в Бухаре и Самарканде.

Саманиды, сохраняя арабский язык как язык религии и науки, в области художественной литературы содействовали распространению средне-азиатско-персидского языка, носившего в то время название языка дари (придворного), к-рый в дальнейшем и лёг в основу литературного персидского языка. Вокруг саманидского двора собралась плеяда блестящих поэтов, происходивших из таких городов Ср. Азии, как Мерв (Мары), Серахс, Термез, Насаф (Карши) и др. Во главе этой группы поэтов стоял гениальный самаркандец Рудаки (ум. 942), автор прекрасных лирич. произведений и 7 больших эпич. поэм. Его произведения долгое время играли роль образца, к-рому подражали поэты от побережий Ганга до Закавказья. Саманидская поэзия усваивала формальные особенности арабской поэзии: её метрику (т. н. аруз), поэтич. формы (касыда, газель и др.). Однако по содержанию саманидская поэзия стремилась продолжать доисламские традиции. В годы царствования Нуха II (976—997) поэт Дакики предпринял по желанию своего повелителя изложение в стихах всего комплекса древних сказаний, вошедших в т. н. «Книгу царей», официальную хронику домусульманского Ирана. Начатое Дакики дело было доведено до конца знаменитым Фирдоуси (см.). Рядом с художественной литературой в саманидской Бухаре широкое развитие получила и наука.

Математич. труды ал-Хорезмы, философские работы Фараби (870—950), энциклопедии, знания основоположника медицинской науки Ибн-Сины, получившего на западе известность под именем Авиценны (980—1037), труды происходившего из Хорезма Бируни (972—1050), оставившего ценнейшие работы по хронологии народов Востока и описание Индии, — все эти имеющие исключительное значение  — для истории мировой науки достижения заставляют признать, что Узбекистан 11 в. был одним из важнейших мировых научных центров.

С 11 в. иранская феодальная аристократия потеряла своё господствующее положение.

Вост, районы Ср. Азии подпали под власть тюрков — Газневидов, Бухару и Самарканд отошли к тюркской же династии Караханидов; со второй половины И в. на побережьи Аму-дарьи укрепились тюрки-сельджуки.

Начались новые попытки выдвинуть рядом с персидским различные языки тюркской системы. В 1069 йод влиянием саманидской Бухары, в Кашгаре Юсуф, придворный Кара  — 612

Богра-хана, создал первую большую поэму на тюркском языке «Катадгу-билик» («Мудрость, делающая счастливым»), представлявшую собой жанр литературы, на западе называвшийся «зерцалом». Художественная ценность поэмы не очень велика, но она даёт полную картину жизни тюркских народов той эпохи и с этой стороны имеет огромное значение. Под влиянием этой поэмы в конце 12  — начале 13 вв. на территории Ферганы возникла морально-дидактич. поэма Адиб Ахмада Югнаки «Хибат ал-хакаик» («Подарок истин»). Об устном творчестве тюркских народов этой эпохи полное представление даёт составленный в 1072—74 труд Махмуда Кашгари «Диван-лугат-ат-турк» («Собрание тюркских языков») — словарь различных тюркских языков, содержащий большое количество пословиц и поэтич. отрывков, из к-рых видно, что у тюркских народов этого времени имелись песни боевые, охотничьи, застольные, погребальные плачи, песни, приуроченные. к большим весенним праздникам, богатая любовная лирика. Проникновение в среду тюркских народов ислама нашло своё выражение в деятельности суфийского проповедника ходжа Ахмада (ум. 1166), уроженца г. Есе. Сохранилось собрание его стихов, представляющих собой своеобразные стихотворные проповеди, призывающие помогать нуждающимся, защищать угнетённых, добывать хлеб честным трудом и осуждающие лицемерие и жадность официальных представителей религии. Стихи написаны простым народным языком, используют фольклорные формы и потому получили в массах весьма широкое распространение. Ходжа Ахмад создал целую школу, в к-рой особое значение имеет его преемник Сулейман Бакыргани, более известный в Ср. Азии под прозванием Хаким-ата. Центр научной работы в 12 в. переместился в Хорезм, где работали такие крупные учёные, как Махмуд Замахшари (1075—1144), автор многочисленных работ по лингвистике и поэтике, рассматривавший Коран не как источник откровения, а как литературное произведение, и Юсуф Саккаки (1160—1229), разрабатывавший античные учения о риторике.

Монгольское нашествие принесло с собой ужасающие опустошения, гибель целых городов и крайнее обнищание. Массовое бегство населения из опустошённых областей привело к образованию нового литературного центра в Индии, куда таким путём был занесён персидский литературный язык. Хотя складывавшаяся там литература и подвергалась местным влияниям, но развивала наметившиеся в Ср. Азии тенденции и продолжала сохранять нек-рую связь с родной землёй вплоть до 19 в. Тяжкое экономическое состояние Средней Азии не благоприятствовало развитию литературной жизни, всё же она полностью не замерла. В 1913 Насриддин Рабгузи создал книгу «Кысас ал-анбийа» («Рассказы о пророках») — одно из первых оригинальных прозаич. произведений на языке тюркской системы. Книга эта — собрание всего цикла мусульманских легенд. В 14 в. главным очагом литературной жизни становится столица Золотой Орды, Сарай, поддерживавшая постоянную связь как с Хорезмом, так и с Закавказьем. В середине