Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/249

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

могут быть названы — школа Горпромуча шахты им. Куйбышева (Макеевка) с 1.137 учениками (в т. ч. 332 женщины), Рутченковская школа, школа Кемеровского рудника (1.620 уч.), школа измени К. Либкнехта Азнефти. Основные* принципы построения школы Горпромуча в настоящее время совпадают с общим типом школы ФЭУ (см. Фабрично-заводского ученичества школы). Возраст приема по подземным специальностям повышен. — С 1922 Ш. г. — п. у. прошли значительный путь развития: постепенное снижение срока обучения с первоначально установленных 4 лет сначала до 2 лет, затем, согласно постановлению ЦИК и СНК от 15/IX 1933, до 6—12 месяцев (в зависимости от сложности отдельных специальностей); повышение приемных требований — знания в объеме 7  — летки; все бблыпая ориентировка на подготовку квалифицированных рабочих для подземных работ (первоначально основную массу выпускников составляли вспомогательные рабочие по холодной обработке металла); подготовка к работе на широко применяющемся механизированном оборудовании в наших шахтах; с 1933/34 учебного года усиление производственной части курса с исключением предметов общеобразовательного порядка.

Из методической литературы, посвященной Ш. г. — п. у., укажем: Учебные планы и программы по подготовке рабочей силы в горной промышленности, вып. 1 (Библиотека рабочего образования, №28), [М.], 1929; Программы и учебные планы для школ Горпромуча угольной специальности, цдд. Союзугля, [М.], 1930 (литографировано). Обе работы в настоящее время устарели й требуют значительных изменений.

Л, Р,

ШКОЛА ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ, см. Глухоне мота.

ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ. Школа колхозной (до 1930 крестьянской) молодежи возникла впервые в 1923. Инициатором и первым практическим организатором этой школы был ленинский комсомол. Еще в 1922 на своем V съезде (И  — 19 октября 1922) ленинский комсомол принимает специальное постановление «об образовании крестьянской молодежи и рабочей йОлодежи совхозов». В развитие этого постановления ЦК комсомола разрабатывает специальные тезисы «О школе крестьянской молодежи», которые в 1923 и принимаются после обсуждения их Научно-педагогической секцией Государственного ученого совета, а затем и коллегией Наркомпроса РСФСР. Ш. к. м. выросла из потребности в образовании громадной массы крестьянской молодежи, передовая часть которой сплачивалась в рядах комсомола или вокруг него. Ленинский комсомол ужей в 1923 насчитывал в деревенских ячейках свыше 150.000 членов. Между тем в деревне кроме начальных сельских Школ, охвативших всего лишь 44% детей школьного возраста, была ничтожная сеть школ II ступени, бывших в то время «пропускным пунктом» для дёт^ей зажиточных крестьян, желающих, вывести своих детей «в люди». Эту нужду в школе, обслуживающей деревню, особенно остро и ощущал комсомол в период развертывания «мирной» работы, в самом начале восстановительного периода в развитии советского хозяйства! Постановление VI Съезда по вопросу о Ш. к. м. явилось первым развернутым документом о задачах школы, которые заключались: а) во всемерном поднятии на основе новой тёхники с. х-ва; б) в кооперировании широких крестьянских масс и в борьбе с кулачеством; в) в борьбе за поднятие культурного уровнятрудящегося крестьянства и распространении в нем основ ленинизма; г) в проведении классовой политики в своей работе: опираясь на бедняцкую и близкую к ней середняцкую молодежь, «не допускать сына кулака, торговца и т. п. и всю свою работу проводить под полным и безраздельным политическим руководством комсомола».

Исходя из эти^ общих принципиальных установок, съезд наметил целый ряд звеньев образования и воспитания крестьянской молодежи, в числе которых были: а) с. — х. кружок крестьянской молодежи при ячейке ВЛКСМ, к-рый по мере развития и углубления работы с закреплением постоянного состава переходит к созданию воскресной или вечерней (2—3 дня в неделю) школы; б) годичные курсы на 50—75 и более человек; работают по сокращённой программе первого года развернутой Ш. к. м., помимо проработки программы с. — х. строительства своей деревни подготовляют работников-организаторов: секретарей вика или сельсовета, работников кооператива, кредитного товарищества, организаторов зерноочистительного пункта и т. д.; в) двухлетняя школа крестьянских подростков для ликвидации неграмотности и малограмотности ребят от 12 до 17 лет; г) развернутая школа крестьянской молодежи на базе массовой начальной школы в районе с тремя годами обучения.

Развернутая Ш. к. м. делится на три группы.

Первая группа  — школы, заново организующиеся. Вторая группа — школы, постепенно реорганизуемые из школ-семилеток, школ 1Г ступени и сед . — хоз. проф. школ. Третья группа  — школы-семилетки и школы II ступени, к-рые, имея в своем составе подавляющий процент крестьянских детей, не имеют достаточной агробазы.’ Целевая установка этих школ должна быть по преимуществу на подготовку работников кооперации, землеустройства и т. п.

Эта развернутая система мероприятий, намеченная VI съездом комсомола, не получила полного отражения в практической работе.

Центр тяжести сосредоточился на двух узловых пунктах: на сел. — хоз. кружке и на 3  — годичной Ш. к. м. Ряд лет, примерно 5—6, развивались два типа школ крестьянской молодежи. Первый из них — школы вновь организуемые, рассчитанные на учащихся от 14 'до 16 лет, — строил свою работу на фактическом образовательном уровне вновь принимаемых учащихся.

Другой тип школы, с младшим возрастом учащихся, являлся естественным продолжением начальной школы (12—15 лет) и базой для школы крестьянской молодежи.

Программы^ учебной работы Ш. к. м. ставили три задачи: 1) собственно учебная работа по теоретическим дисциплинам, 2) производственная работа или производственное обучение в учебном хозяйстве на школьном участке одновременно с практической работой в крестьянском х-ве, 3) общественно-практическая работа. Программы Ш. к. м., как и все программы начальной и средней школы до исторического постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931, строились по комплексному принципу, причем метод проектов являлся органическим приложением к этому построению программ. Недооценка общего образования в системе работы Ш. к. м. несомненно существовала с самого возникновения этого типа школы. Отсутствие борьбы за точно очерченный круг знаний по