Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/257

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Разнообразная и ответственная работа школьного врача как главного проводника мероприятий и организатора здоровья детей и подростков получила юридическую базу в опубликованном 15/ХП 1931 положении о школьносанитарной инспекции. Согласно этому положению школьный врач, наряду с ответственностью за санитарное состояние школы и ее режима и санитарного минимума в ней, получает право предъявлять требования к персоналу школы и контролировать точное выполнение этих требований — вплоть до наложения взыскания на лиц, виновных в нарушении санитарных правил. Это положение чрезвычайно повышает эффективность деятельности врача в детском учреждении, переводя его из положения консультанта по санитарно-гигиеническим вопросам, советы которого могут являться чисто факультативными, в положение полноправного участника и исполнителя, несущего фактическую ответственность за санитарное состояние вверенного ему воспитательно-образовательного учреждения. Таким образом ответственность за санитарное состояние школы лежит не на одном школьно-санитарном враче, но и на администрации школы, а также педагогах, которые должны наблюдать за выполнением санитарного минимума в классной комнате.

Организационно вся работа по Ш. г. входит как определенная часть в систему Охраны здоровья детей и подростков (см.), преследующей задачи всестороннего медико-санитарного обслуживания подрастающего поколения через всю сеть детских больничных и внебольничных учреждений. Научно-исследовательскую работу по III. г. ведет ряд институтов Наркомпроса и Наркомздрава: институты гигиены и санитарии детей и подростков (центральный  — в Москве, периферические — в областях и крупных промцентрах), а также секторы охраны здоровья детей и подростков институтов здравоохранения. Отдельные проблемы (напр. детского питания, отдыха) изучаются специальными ин-тами (например ин-том питания, курортологии). Задача йкольно-санитарной подготовки врачей и педагогов осуществляется кафедрами и доцентурами школьной гигиены во всех медицинских и педагогических вузах.

Школьно-санитарные врачи получают подготовку на специальном детском факультете медвузов.

Лит.: БекарюковД. Д., Основные начала школьной гигиены, 2 изд., М., 1914; Бу рг ер! пт ейн Л. и Нетрлицкий А., Руководство по школьной гигиене, ч. 1—2, 2 изд.', СПБ, 1913—1, 4; Здание трудовой школы I ступени, [сборн.], под ред. А. В. Молькова, вып. 1—2, М., 1923; Строительство школьных зданий (сб. материалов, под ред. П. А. Тюркина), М. — Л.

1929; БубновА. С., О школе, извращениях в школьной политике и очередных задачах, М; — Л., 1931; Оборудование школьных учреждений (сб. материалов с таблицами и чертежами, под пед. А. В. Молькова и П. А. Тюркина), 2 издание, [М.], 1929; Вопросы организации охраны детей и подростков (сб. под редА. В. Молькова и Э. Ю. Шурпе), Москва, 1934; Цейтлин А. Г., Рационализация режима и нагрузки школьника, «Охрана здоровья детей и подростков», М., 1933, № 3; Вaginskу A., Handbuch der Schulhygiene, 2 Auflage, Stuttgart, 1883; Handbuch der deutschen Schulhygiene, herausgegeben von H. Selter, Dresden, 1914.

Л. МоЛЬКОв.

ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ. Для учебной работы в школе необходимы приспособленные для чтения и письма столы и стулья (или скамьи), столы и стулья лабораторного типа и классные доски. Эта специфически школьная мебель строится у нас в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями советской политехнической школы. Так, клас 476

сные и лабораторные столы и стулья (или скамьи к ним) должны: 1) соответствовать росту учащихся; 2) давать удобную и правильную посадку; 3) допускать работу группами, кружками; 4) быть пригодны не только для чтения и письма, но и для рисования, лепки и т. п.; 5) быть прочны, дешевы и просты по конструкции. В соответствии с этим столы для классов в настоящее время строятся отдельно от скамьи, подвижными; но длй правильной  — посадки при письме скамья временно Рис, 1е связывается со столом или устанавливается в определенном положении.

Дореволюционная парта для советской школы не пригодна (рис. 1). Постоянный наклон крышки стола у парты препятствует проведению занятий, требующих горизонтального стола: таковы лепка, рисование, лабораторные работы (если нет специальных помещений) и т. д.

Чрезвычайно важно соответствие размера столов и стульев росту детей. Слишком высокий стол дает боковое искривление позвоночника влево (левосторонний сколиоз); при слишком низком происходит дугообразное искривление позвоночника. Низкая скамья

Рис. 2.

вследствие высокого стояния колена и приближения бедра к брюшной стенке вызывает застой крови в брюшной полости и пр. Высокая скамья, заставляющая школьника все время съезжать с нее вперед и прижиматься к столу, затрудняет дыхание. Неправильная посадка вредна также и для зрения, так как при высоком столе ученику приходится слишком близко видеть тетрадь, а при низком, когда туловище сгибается вперед, работа затрудняется приливом крови к глазам. Для письма стол должен превращаться в наклонный, т. к. за горизонтальным столом, чтобы видеть написанное, приходится наклонять голову, а затем при утомлении шейных мышц сгибать туловище.

В педагогическом отноРие. з. шении неприспособленная мебель, вызывая быстрое утомление учащихся, снижает качество учебной работы.

Нормальные размеры показаны в прилагаемой таблице, составленной на основании исследований Государственного ин-та социальной гигиены НКЗдрава с дальнейшими поправками Института охраны здоровья детей и подростков НКЗдрава (см. табл, на ст. 477).