Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/421

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

на фоне реальных событий его времени: растущее массовое движение крепостного крестьянства угрожало дворянскому господству; укрепление диктатуры крепостников было очередной классовой задачей дворянства. «Офирская земля» представляла собой образец «идеального» для крупного дворянина полицейского государства с развернутой системой борьбы с «крамолой»  — шпионажем, сыском, тюрьмами, «тонко» разработанным религиозным угнетением и школьным «просвещением», пронизанным преклонением перед дворянским господством. Утопия’Щ. пропитана намеками на современность и теснейшим образом связана с политическими событиями екатерининской России (даже название столицы Офирской земли  — «Квамос»  — является перестановкой слогов слова Москва).

Интересно отношение Щ. к Жалованной грамоте дворянству (1785): в «Примечаниях верного сына отечества на дворянские права на манифест» Щ. находит привилегии, перечисленные в Жалованной грамоте, крайне недостаточными, власть наместника по отношению к дворянским собраниям слишком значительной и даже самый дом дворянского собрания Щ. образно называл темницей дворянской свободы.

% Щ. — историк остается представителем той же крупнодворянской концепции. Его 15  — томная «История российская от древнейших времен» (вышла в свет между 1770—90) сосредоточена на личностях князей, государей и вельмож и забита плохо проверенными, а иногда и прямо фантастическими сведениями, отражающими'низкий теоретический уровень и классовую ограниченность дворянской «науки». Так, славяне производятся от библейского Иафета и легендарного Мосоха; события объясняются с точки зрения грубого психологического прагматизма, крупнейшие социальные проблемы просто не замечаются, опричина объясняется переломом характера Грозного, происшедшим по случаю смерти любимой жены и последовавшим за этим пьянством, деятельность Годунова — его корыстолюбием и пр. По отчетливости политических установок и яркости изложения исторические произведения Щ. значительно уступают его публицистике. К характеристике Щ. — историка надо добавить указание на его работу над изданием документов; им опубликованы: «Царственная книга» (1769), «История Свейской войны» с собственноручными замечаниями Петра I (1770), «Летопись о* многих мятежах» (1771),«Царственный летописец»(1772) и др.

Лит.: Плеханов В. Г., История русской общественной мысли, кн. 3, М. — Л., 1925; Милюков П., Главные течения русской исторической мысли, 3 издание, Петербург, 1913; Кизеветтер А., Исторические очерки, Москва, 1912; Мякотин В. А., Дворянский публицист екатерининской эпохи (в его сборнике «Из истории русского общества», 2 издание, Петербург, 1906).

ЩЕРБАТСКОЙ, Федор Ипполитович (р. 1866), крупнейший в наст, время специалист по буддийской философии и один из крупнейших специалистов по индийской философии и индианистике вообще. Член Академии наук СССР с 1918, почетный член Азиатского общества в Лондоне и др. В 1900 после командировки в Монголию, где благодаря превосходному знанию тибетского языка он широко использовал монастырские буддийские библиотеки для работ по буддийской философии, Щ. окончательно определил для себя специальную область индианистики, к-рую выбрал после серьезных занятий по теории индийской поэтики («Теория поэзии в Индии», 1902), индийской грамматике и изда 798

ния исторической поэмы («Ueber das Haiheycndracarita des Harikavi», 1900). Он остановился на философии, считая, что в ней «центр высших достижений» Индии в области умственной.

Большие богатства Азиатского музея Академии наук тибетской буддийской литературой обратили внимание Щ. на буддийскую философию, причем в связи со своими занятиями логикой и теорией познания он начал с известного трактата по буддийской логике Дармакирти; независимо от переиздания текста Щ. дал обильно комментированный перевод, т. к. для своей работы выдвинул принцип, что понимание памятника на чужом языке дается настоящим образом лишь при помощи перевода.

Щербатской напечатал ряд работ по буддийской и индийской философии, кроме изданий текстов в академической серин (Bibliotheca Buddhica). Главнейшие: «Логика в древней Индии», СПБ, 1902;«Буддийский философ о единобожии», СПБ, 1904; «Теория познания и логика поучению позднейших буддистов», ч. 1  — Учебник логики Дармакирти, СПБ, 1903, то же, ч. 2  — Учение о восприятии и умозаключении, СПБ,, 1909; «Учение о категорическом императиве у брахманов», П., 1918; «The Conception of Buddhist nirvana», Л., 1927; «Buddhist Logic», v. I — II, Л., 1930—32. В 1910 Щербатскому удалось быть и работать в Индии и укрепиться вовсегда им защищаемом представлении о том, что глубоко неверно утверждение, будто индийская культура — продукт мечтателей, лишенных исторических представлений. Щ. блестяще доказывает во всех своих работах, как логично» и точно работает мысль индийских ученых, отражающих в своих учениях социально-классовые отношения на различных периодах истории своей страны. В Индии имя его и труды пользуются широкой известностью.

Лит.: Список трудов Щ. до 1918 и подробные сведения о его научной деятельности см. в «Записке», напечатанной в «Известиях Росс. акад, наук», Пт, 1918, стр. 1713—1724. Дальнейшие сведения в ежегодных отчетах Академии наук. с, Ольденбург.

ЩЕРБАЧЕВ, Дмитрий Григорьевич (р. *1857), генерал царской армии, б, начальник Академии штаба (1907—12). Во время империалистской войны 1914—18 командовал IX арм. корпусом, затем VII армией. В 1917 был фактическим главкомом румынского фронта и помощником по командованию румынского короля. После Октябрьской революции способствовал захвату Бессарабии Румынией. Во время гражданской войны1918—21  — представитель белогвардейщины (Деникина и Юденича) в Париже.

ЩЕРБИНА, Николай Федорович (1821—63), поэт. Сын небогатого разорившегося помещика. Широкую известность приобрел сборником «Греческие стихотворения» (1849). В 1857 выпустил в двух томах собрание своих стихотворений. Далекие от бурной современности, тематически уходящие в античность, стихи Щ. отличались от стихов дворянских поэтов «чистой художественности» тем, что временами содержали в себе мысли, дававшие Чернышевскому право возлагать на поэта большие надежды. Щ. этих надежд не оправдал. В «Дневнике ипохондрика» и «Сатирической летописи» наряду с либеральными памфлетами на «квасной патриотизм» и самодержавие имеется большое количество клеветнических пасквилей на передовое* движение 60  — х гг., глубоко возмутивших даже далеко не либеральных общественных деятелей.

ЩЕРБИНА, Федор Андреевич (род. 1849), земский статистик, народник. Образование по-