Страница:БСЭ-1 Том 63. Э - Электрофон (1933).pdf/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

этим формациям законов развития общественного производства. Различия в экономическом развитии отдельных стран, районов, отраслей пром-сти ит. д., связанные повидимому лишь с различием географической среды, на самом деле нельзя понять иначе, как на основе общих законов развития данной формации, особенных законов развития данной *сферы производства и т. д.

Экономическая география анализирует, как под действием законов данной общественноэкономической формации создается специфически историческое географическое размещение производства (как в целом, так и в отдельных отраслях его). Она изучает далее, как данное размещение производства вызывает в свою очередь особое взаимодействие отдельных частей этого пройзводства и т. о. влияет на все экономическое развитие в целом. При этом размещение мирового производства между отдельными странами под влиянием различий экономических укладов и воздействие возникающих отсюда отношений на дальнейшее развитие производительных сил являются важнейшим моментом для. экономической географии. Экономическая география есть т. о. наука об экономических законах размещения производства, о специфически историческом размещении производства в соответствии с этими законами и влиянии этого размещения на экономическое развитие.

Внутри общей экономической географии, как это ясно из предыдущего, можно различать также экономическую географию промышленности, сельского х-ва, транспорта и т. д.

Специальные («отраслевые») Э. н. Отдельные сферы и отдельные отрасли общественного производства, выделяясь на основе разделения труда, приобретают известную самостоятельность движения. Т. о. возникают, подчиняясь общей форме движения данной формации и ее законам, частные формы и законы движения экономики данной формации в той или иной отрасли или сфере общественного производства.

Так, Энгельс в письме к Конраду Шмидту пишет: «Как только торговля продуктами обособляется от производства в собственном смысле, она следует своему собственному движению, над которым в общем и целом господствует производство, но в отдельных частностях и внутри этой общей зависимости она, торговля, все же следует своим собственным з а к онам, которые присущи природе этого нового фактора» (первая разрядка Энгельса, последняя — наша). Эту же мысль Энгельс повторяет и в отношении ссудного капитала. «Так, — говорит он, — и с д енежн ым, рынком. Как только торговля деньгами [банковое дело] отделяется от торговли товарами, так это банковое дело приобретает свое собственное развитие (при известных условиях, поставленных производством и торговлей товарами, и внутри этих границ), имеет особые законы, определяющиеся его собственной природой, и имеет особые фазы» (первая разрядка Энгельса, последняя — наша) (Маркс К. и Энгельс Ф., Письма, 3 изд., 1928, стр. 341—342).

Сказанным объясняется развитие из политической экономии специальных Э. н. — экономики промышленности, экономики сельского хозяйства, экономики транспорта, экономика труда, экономики торговли, финансовой науки (см.) и т. д. Они, эти науки, имеют своей базойприобретение соответствующими отраслями хозяйства известной самостоятельности и изучают частные законы, вытекающие из этой известной самостоятельности движения. Тем самым специальные Э. н., развивая политическую экономию, продолжают восхождение от абстрактного к конкретному, от общих законов, господствующих в данной экономический формации, к особым законам, в к-рых проявляется их действие, к многообразию реальной экономической действительности. Познание . этих особых законов есть вместе с тем раскрытие действия общих законов в данной сфере общественного производства, изучение данной экономической формации в той или иной сфере или отрасли общественного производства. Мнение, будто отраслевые Э. и. являются только описательными науками, противоречит их существу и задачам, опираясь на идеалистическое положение буржуазной методологии, будто могут вообще существовать науки, к-рые только описывают явления, не устанавливая их внутренней закономерной связи.

Но столь же ложным является и попытка буржуазной науки представить частные законы, действующие в отдельных сферах экономики капитализма, не как продолжение, развитие общих законов, а как изъятие той или иной отрасли из действия всеобщих законов капитализма — концентрации и централизации капитала, обострения классовых антагонизмов, обнищания пролетариата и неизбежности экспроприации экспроприаторов. Так например, с особенным рвением буржуазные и социал-фашистские экономисты пытаются представить, будто развитие с. х-ва в буржуазном обществе не подчинено общим законам развития капитализма. Ленин в своих работах разбил на голову это утверждение, показав на тысяче примеров всех стран, что общие законы капитализма подчиняют себе движение капиталистического сел. х-ва.

Из истории дифференциации Э. и. Дифференциация Э. н. имеет свою историю, тесно связанную с исторической дифференциацией самого объекта исследования. Поэтому самую классификацию наук нельзя рассматривать, как нечто застывшее, раз навсегда данное; ее развитие отражает развитие самого объекта и соответствующее развитие его познания человеком. До тех пор, покуда господствовал торговый капитал (не говоря уже о предыдущих эпохах), сама экономическая структура общества еще не была достаточно дифференцирована. Чтобы проложить . дорогу промышленному капитализму, в то время необходим был еще режим монополий и привилегий для капиталистических предприятий, покровительство им со стороны полуфеодального государства. Далее, экономисты 17 в., жившие в условиях неразвитого капитализма при преобладании докапиталистических укладов хозяйства, не смогли еще путем научного анализа выделить основные экономические отношения буржуазного общества. И поэтому, как указывает Маркс, . они «всегда начинают с живого целого: с населения, нации, государства, нескольких государств и т. д., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные общие отношения, как разделение труда, деньги, стоимость и т. д.».

•, В соответствий с этим труды первых буржуазных экономистов-меркантилйетов (см. Меркантилизм) включали в себя вопросы политической экономии и экономической политики, сведения из области истории хозяйства и экономической географии; Что касается физиократов (см.), к-рых Маркс называет отцами современной политической экономии, то и их произведения охватывают элементы многих экономических наук Но в отличие от меркантилистов физиократы уже не замыкаются в рамках одной только торговли, а берут и производство и обращение общественного продукта и различают при этом разные отрасли производства (промышленность, сельское хозяйство) и обращение общественного продукта.

Достаточно высокий уровень развития промышленного капитала в эпоху Адама Смита (см.) дал ему возможность излагать совокупность экономических знаний уже в систематическом виде, в их соподчинении, как единое и логически расчлененное целое. Его знаменитый труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» является по существу энциклопедией экономических 10*