Страница:БСЭ-1 Том 63. Э - Электрофон (1933).pdf/168

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ным трудом. Наоборот, при системе наемного труда даже прибавочный или неоплаченный труд кажется оплаченным. Там отношение собственности скрывает работу раба на себя самого, здесь денежное отношение скрывает даровую работу наемного рабочего» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., стр. 421). Это обстоятельство создает почву для иллюзий об отсутствий в капиталистическом об-ве Э., Курые широко используются буржуазной вульгарной экономией, «принципиально признающей лишь одну внешнюю видимость явлений» (Маркс), заинтересованной в замазывании капиталистических противоречий и в оправдании капиталистической Э.

В капиталистическом об-ве имеют место и формы Э., осуществляемой не на основе купли и продажи рабочей силы, а на основе скупки товаров капиталистами у непосредственных их производителей — мелких товаропроизводителей — по ценам ниже стоимости. Эту форму Э. преимущественно применяет торговый капитал, подчиняющий себе мелких товаропроизводителей (крестьян, кустарей) как основной покупатель их товаров, снабжающий их сырьем.

Скупая товары у мелких производителей по очень низким ценам, опутывая их сетью кредитных обязательств, торговый капитал (совместное денежным) разоряет мелких производителей, способствует их пролетаризации, т. е. росту капиталистической Э. Э. на основе скупки товаров непосредственно у мелких товаропроизводителей по ценам ниже стоимости очень широко' используется капиталом метрополий в колониях, где капиталистические отношения еще недостаточно развиты. В своих наиболее развитых формах (например при раздаточной системе) Э. этого типа перерастает в Э. чисто капиталистическую: мелкий производитель, работающий у себя и номинально считающийся собственником, но получающий все средства производства от раздатчика, фактически становится в положение наемного рабочего.

Сверх того к формам эксплоатаций, существующим при капитализме, следует отнести и т. н.

«голодную аренду» земли, при к-рой арендатору часто остается из стоимости продукта меньше того, что он получил бы в качестве наемного рабочего. Кабальные формы аренды земли, тесно связанные с остатками крепостничества, были Могучим фактором, революционизировавшим крестьянство в старой России.

В эпоху империализма (см.) к обычным для капигализма методам Э. присоединяются новые, отражающие господство монополий. Непосредственно понижая заработную плату и повышая интенсивность труда, монополии в то же время эксплоатируют трудящихся города и деревни при посредстве монопольныхден. Свойственный капитализму неэквйвалентный обмен между империалисгич. державами и отсталыми странами в эпоху империализма в силу господства монополий принимает такие размеры и такой характер и экспорт капитала (см.) ведет к такой Э. трудящихся отсталых стран, что монополии «собирают дань» со всего мира, доводя до гигантских масштабов Э. трудящихся масс (см. также Колонии).

Капитализм в своем развитии не устраняет полностью и архаических форм Э., основанных на принудительном труде^Так, до 60  — х гг. 19 в. в капиталистической Америке существовал обширный класс рабов. Рабовладельческие отношения сохранились и в наст, время в нек-рыхколониях, принадлежащих «цивилизованным», высоко развитым капиталистическим странам.

В социалистическом обществе Э. отпадает, ибо здесь нет классов, нет частной собственности на средства производства. Весь труд в социалистич. об ществе может быть рассматриваем как необходимый труд. «Устранение капиталистического способа производства позволит ограничить рабочий день необходимым трудом. При этом, однако, при прочих равных условиях, необходимый труд должен расширить свои рамки. С одной Стороны, условия жизни рабочего должны стать богаче, его жизненные потребности должны возрасти. С другой стороны, пришлось бы причислить к необходимому труду часть теперешнего прибавочного труда, именно тот труд, который требуется для образования общественного запасного фонда и фонда накопления...» (Маркс, Капитал, т. I, гл. XV, стр. 41&, М. — Л., 1931). Само собой разумеется, что накопление и следовательно создание излишка над потреблением работников остается и для коммунизма ощой из важнейших экономических задач. Это подчеркивают Маркс и Ленин (см. Ленинские заметки на «Экономику переходного периода» т. Бухарина, Ленинский сборник, XI).

В советской экономике элементы Э. удерживаются лишь, в той мере, в какой сохраняются элементы капиталистич. хозяйства (напр. в концессиях, в кулацких хозяйствах). Конечно не может быть и речи об Э. рабочих, занятых в социалистической промышленности и в социалистическом секторе с. х-ва. Попытки отдельных антипартийных групп утверждать противное являются не чем иным* как буржуазной клеветой на диктатуру пролетариата, как попыткой смазать тот факт, что средства производства здесь принадлежат государству рабочих, которое использует социалистическое накопление для строительства социализма и уничтожения всякой Э. Нет также Э. в единоличном хозяйстве бедняков и середняков, не эксплоатирующих наемного труда.

Проблема Э. больше всего привлекала внимание экономистов в связи с объяснением источников прибавочной стоимости (см. Прибавочная стоимость). Проблема прибавочной стоимости является краеугольной в марксозой политической экономии. «Учение о поибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории. Маркса» (П е нин, Соч., т. XVI, М. — Л., 1930, стр. 351, «Три источника и три составных ча. сти марксизма»). Здесь проходит основной водораздел между буржуазной и марксистской политической экономией. Марксистская теория поибавочной стоимости сбрасывает фетишистское покрывало с процесса капиталистической Э. и обнажает исти шую суть взаимоотношений рабочих и капиталистов, заостряя внимание на антагонизме классовых интересов капиталистического общества. Буржуазная политическая экономия, всячески замазывая противоречия, пытается поставить на место классовой борьбы мир и сотрудничество классов* на место антагонизма интересов — гармонию интересов. Современная буржуазная политическая экономия непримиримо враждебна по отношению к теории эксплоатации. Она пытается объяснить происхождение капиталистической прибыли не из эксплоатации рабочих на основе присвоения прибавочной стоимости, а теориями, всячески замазывающими и скрывающими истинную природу капиталистической Э. К примеру укажем