Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/168

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ниям (при жизни Маркса вышло два издания I тома) и к английскому 1886. Из этих предисловий видно, что мы обязаны Э. известными улучшениями даже в отношении I тома. Правда, дополнения и поправки, которые он внес в указанные издания, принадлежат самому Марксу: большинство их даже было уже опубликовано во французском переводе I тома, перередактированном самим Марксом. Однако Э. проделал значительную работу над последними изданиями. В предисловии к четвертому изданию Э. пишет: «Для четвертого издания я считал необходимым установить по возможности окончательно редакцию как самого текста, так и примечаний». Помимо этого Э. дал ряд собственных примечаний, в высшей степени важных и интересных.

Э. о новых явлениях капитализма. Но этим не исчерпывается научное значение многочисленных вставок, дополнений и примечаний ко всем томам «Капитала». Э. пережил Маркса на целых 12 лет; он наблюдал явления перехода капитализма к новейшей и последней его фазе — к империализму. Это обстоятельство позволило ему дать много ценного для характеристики и понимания ряда новых явлений капитализма. Об отдельных моментах, характеризующих переход к империализму, Энгельс высказывается и в других своих работах, появившихся в указанный промежуток времени. Конечно Э., умерший в 1895, мог наблюдать только явления перехода к империализму, первые так сказать признаки его появления. Следовательно дать развернутой теории империализма Энгельс еще не мог; эту задачу целиком выполнил Ленин.

По издании III т. «Капитала» Э. намеревался написать статью под названием «Биржа, Дополнительные замечания к III тому „Капитала“».

Часть страницы рукописи «Биржа».Часть страницы рукописи «Биржа».

Предварительно Э. набросал конспект, к-рый сохранился (напечатан в «Большевике», 1932, № 23—24, стр. 90). В нем Э. указывает на изменение роли биржи (фондовой), но биржу Э. понимает не в обычном узком смысле, а гораздо шире — как рынок ценных бумаг. Этот рынок изменился и количественно и качественно — он в колоссальных размерах расширился, изменилось и его значение. В прежние времена «биржа была местом, где капиталисты отнимали друг у друга накопленные ими капиталы, и которое непосредственно касалось рабочих лишь как новое доказательство всеобщего деморализующего влияния капиталистического хозяйства…». Но «теперь,— говорит Энгельс,— иначе».

Рост рынка ценных бумаг обусловлен ростом акционерных предприятий, повсеместно вытесняющих индивидуальные предприятия, а акции концентрируются на бирже. Тем самым «одна отрасль за другой подпадает,— иронически замечает Э.,— под действие судьбы», т. е. биржи. По существу Э. говорит о зарождении финансового капитала и финансовой олигархии, получивших свою законченную характеристику у Ленина. Э. показывает, как при помощи акционерной формы происходит гигантский рост концентрации и централизации в пром-сти, торговле, кредитном деле. Даже в области сельского хозяйства «действительная верховная собственность над землевладением передается бирже». Э. также отмечает рост рантье, рост паразитических элементов, «которым надоело вечное напряжение, связанное с ведением дел, и которые хотели лишь развлекаться или иметь лишь необременительные занятия в качестве директоров и членов наблюдательных советов компаний». Рост рантье Э. связывает с тем фактом, «что производство не поспевало за накоплением, и накопление отдельного капиталиста не могло найти полного применения в расширении его собственного предприятия». Не менее ценным является указание Э. на изменение характера колонизации: «Последняя,— говорит он,— ныне простое отделение биржи, в интересах которой европейские державы несколько лет тому назад поделили Африку». Этим Э. подходит к важнейшим признакам империализма — к вывозу капитала и разделу мира.

Э. впервые отметил изменение формы цикла в новейшем капитализме: «Острая форма периодического процесса с ее до сих пор десятилетним циклом уступила, повидимому, место более хронической, затяжной и притом затрагивающей различные промышленные страны в различное время смене сравнительно коротких и слабых периодов оживления и сравнительно длинных, не разрешающихся периодов угнетения» [Маркс, Капитал, т. III, изд. 8, стр. 350 (подстрочные примечания)].

В одной из своих многочисленных вставок в III томе «Капитала» Э. подробно описывает также монополистические объединения и раскрывает причину их возникновения. Он характеризует их как «…новые формы промышленного производства, представляющие вторую и третью ступень акционерного общества» (там же, стр. 311), рассматривая их т. о. как дальнейшее развитие концентрации производства и централиза-