Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/259

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

«критиков» социализма и к понятию «научный социализм» иронически прибавлял «так называемый»; в статье же «Коммунизм» читателя уверяли, что коммунизм «несомненно враждебен социализму…». Слово «Марксизм» в словаре Брокгауза и Ефрона отсутствует. Наряду с этим идеализм и религиозное мракобесие свили себе в словаре прочное гнездо — огромнейшее количество самых разнообразных «святых», библейские мифы в ореоле полной их «истинности» и идеалистическая трактовка философских, общественных и ряда естественно-научных проблем составляют бо́льшую часть содержания словаря. В нем можно прочесть и о том, что мощи суть «тела святых христианской церкви, оставшиеся после смерти их нетленными», и что пророк Иона («пятый из 12 малых пророков») во время бури «был пожран большою морскою рыбою и только уже выброшенный ею на берег отправился к месту своего назначения».

Классовое лицо словаря Брокгауза и Ефрона особенно отчетливо вырисовывается в отделе общественных наук. Одна общая установка отрицания революции, стремление доказать «несостоятельность», «ненужность» или «вредность» классовой борьбы и революционных способов действия проникают все исторические статьи и темы, касающиеся крупнейших социальных явлений. Эта линия словаря выражается иногда в прямом «осуждении» или дискредитировании революционной стороны вопроса или же в замалчивании и затушевывании вопросов классовой борьбы. В последнем случае общим приемом исторических статей словаря Брокгауза и Ефрона является их «фактографичность» — заполнение статей описанием событий и фактов внешнего порядка, подобранных таким образом, что в них тонет социальная сторона вопроса. Общей теоретической предпосылкой исторических статей являются признание бесклассовости общества и трактовка самодержавного или буржуазного государства как организации, пекущейся об «общем благе». Характер английской революции 17 века определен как «консервативный» на том основании, что англичане якобы «стремились не к коренному перевороту государственных и общественных форм, а лишь отстаивали свои старинные права». Власть Национального конвента, расправившегося с королем, «ядовито» характеризуется как власть «абсолютного монарха» на том основании, что деятельность Конвента «не была ограничена никаким законом». Особенно характерна статья о «Коммуне Парижской», определенной как «одна из кровавейших революций». С особым негодованием обрушивается автор на Бланки и бланкистов, придерживавшихся, по его мнению, «политики возмущений ради возмущения». В революционное ядро Совета Парижской Коммуны, по утверждению авторов статьи, вошли гл. обр. «уличные болтуны, честолюбцы без знания людей и истории», причем «некоторые члены Совета Коммуны принадлежали к подонкам общества». Характерен и самый словник отдела истории с сравнительно небольшим количеством тем социального порядка, с изобилием биографических статей об отдельных — дворянских и буржуазных — исторических деятелях, с особым вниманием к королям и царям, с большим количеством крупных статей об отдельных дворянских родах. Характерен также самый стандарт биографической статьи, как правило, забитой мелкими фактическими справками служебного «формуляра» данного лица, перечислением его должностей и чинов и т. д.

Типичной чертой правового отдела являются идеалистическая трактовка юридических понятий и характерный буржуазный эклектизм, лепящий определение правовых понятий из длинной цепи идеалистических определений различных буржуазных школ (см. напр. статьи «Право», «Правительство», «Справедливость»). «Стандарт» статей правового отдела — перечисление характеристик данной темы у различных буржуазных авторов и их школ, чаще всего без какого-либо определенного вывода или оценки. Там же, где последняя имеет место, она строится чаще всего на характерном для кадетствующей буржуазной науки эпохи первой революции идеале т. н. «правового государства» (см. напр. ст. «Правительство», отд. III и IV). Этот псевдоним скрывал за собою реальную классовую программу русской буржуазии в революции 1905 — сохранение самодержавия под оболочкой конституционных уступок и уступочек в пользу буржуазии.

Подобно тому, как юридический отдел словаря отмечен кадетским «правовым государством», на отделе экономики лежит налет «легального марксизма». Значительные статьи отдела написаны П. Б. Струве. Чрезвычайно характерна принадлежащая ему статья «Рабочий класс», в к-рой наряду с нек-рым количеством марксистских терминов и употреблением марксистской фразеологии проводится и «доказывается» ряд либерально-буржуазных положений, сводящихся к отрицанию революции и проповеди «классового мира». Определив рабочий класс как «совокупность лиц, исполняющих физический труд за чужой счет в предприятиях», автор возвещает, что «в социологическом смысле для рабочего класса едва ли не всего характернее отсутствие у него связи со средствами производства (капиталом) и пассивная роль в предприятии как таковом», и утверждает далее, что существуют вопросы, в к-рых обнаруживается «солидарность интересов» рабочего класса и предпринимателей,— «например предприниматели и рабочие одинаково заинтересованы в безостановочном ходе производства, в успешном сбыте» — грубо прикрытая идеология буржуа, стремящегося «теоретически» обосновать «вред» стачечного движения. Не менее характерно струвианское «опровержение» положения Маркса о росте эксплоатации рабочего класса в процессе развития капитализма и падения доли заработной платы в национальном доходе. Струве полагает, что это положение опровергнуто «фактами новейшей экономической истории». В эпоху 90-х гг., когда росло массовое рабочее движение и создавалась партия рабочего класса, это «опровержение» марксизма и «доказательство» солидарности рабочих и предпринимателей, якобы одинаково «заинтересованных в непрерывности производства», дали в руки буржуазии ценное оружие в борьбе против рабочего движения, против стачек и растущей революционной угрозы.

Философский отдел словаря, руководимый Вл. Соловьевым (см.), может быть с полным правом назван отделом воинствующего идеализма. Судя по содержанию руководящих статей, отдел рассматривал борьбу с материализмом как свою ближайшую задачу. В этом смысле характерна статья «Материализм», автором которой является типичный идеалист, мистик и