Страница:Березин - Ледяной плен.djvu/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


5

ванію подъ тропиками, очутились безъ теплой одежды, безъ запасовъ, даже безъ топлива передъ голымъ и необитаемымъ берегомъ.

Но какая сумасбродная мысль завела ихъ сюда, въ царство льдовъ и черной полярной ночи? Вѣдь если они искали морской путь въ Индію, на Прянные острова и въ Китай, то извѣстно, что онъ пролегаетъ по южнымъ морямъ мимо мыса Доброй Надежды. А кому не нравится эта восточная дорога, тотъ можетъ выбрать себѣ долгій кругосвѣтный путь, по которому Магеланъ провелъ свои корабли къ берегамъ Азіи мимо Южной Америки поперекъ Тихаго океана.

Не забудьте, однако, что описываемыя событія происходили болѣе, чѣмъ 300 лѣтъ тому назадъ. Теперь море открытая дорога для всѣхъ, но въ тѣ времена державы, которыя первыя успѣли найти путь въ сказочныя восточныя страны, ревниво охраняли ихъ отъ притязаній сосѣдей. Такимъ образомъ англійскіе, голландскіе и нѣмецкіе купцы и мореходы должны были съ завистливой ревностью слѣдить за тѣмъ, какъ обогащались испанскіе и португальскіе торговцы. Они не смѣли даже и пытаться воспользоваться чужой дорогой: дерзнувшее на то судно не только встрѣтило бы во всѣхъ попутныхъ гаваняхъ самый враждебный пріемъ, но навѣрное можно было даже предсказать, что первое встрѣчное португальское судно пустило бы его ко дну, а матросовъ продали бы варварійскимъ пиратамъ въ рабство[1]. Между тѣмъ морская торговля съ далекими восточными странами приносила такіе громадные барыши, что никакое воображеніе не могло

  1. Пираты съ сѣвернаго берега Африки, разбойничавшіе на Средиземномъ морѣ.
Тот же текст в современной орфографии

ванию под тропиками, очутились без теплой одежды, без запасов, даже без топлива перед голым и необитаемым берегом.

Но какая сумасбродная мысль завела их сюда, в царство льдов и черной полярной ночи? Ведь если они искали морской путь в Индию, на Пряные острова и в Китай, то известно, что он пролегает по южным морям мимо мыса Доброй Надежды. А кому не нравится эта восточная дорога, тот может выбрать себе долгий кругосветный путь, по которому Магеллан провел свои корабли к берегам Азии мимо Южной Америки поперек Тихого океана.

Не забудьте, однако, что описываемые события происходили более, чем триста лет тому назад. Теперь море — открытая дорога для всех, но в те времена державы, которые первые успели найти путь в сказочные восточные страны, ревниво охраняли их от притязаний соседей. Таким образом, английские, голландские и немецкие купцы и мореходы должны были с завистливой ревностью следить за тем, как обогащались испанские и португальские торговцы. Они не смели даже и пытаться воспользоваться чужой дорогой: дерзнувшее на то судно не только встретило бы во всех попутных гаванях самый враждебный прием, но, наверное, можно было даже предсказать, что первое встречное португальское судно пустило бы его ко дну, а матросов продали бы варварийским пиратам в рабство[1]. Между тем морская торговля с далекими восточными странами приносила такие громадные барыши, что никакое воображение не могло

  1. Пираты с северного берега Африки, разбойничавшие на Средиземном море.