Страница:Брэмъ А.Э. - Жизнь животныхъ. Т.1 - 1893.pdf/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
129
ОТРЯДЪ I. - ОБЕЗЬЯНЫ.

Его любимыми кушаньями были: вареный рисъ, размоченный въ молокѣ хлѣбъ, бананы, апельсины, сахаръ и т. п. Бананы онъ очень любилъ, но охотно ѣлъ и насѣкомыхъ, отыскивалъ въ домѣ пауковъ и ловко ловилъ правой рукой мухъ. Подобно индусамъ, которые избѣгаютъ мяса изъ религиозныхъ побужденiй, этотъ гиббонъ, повидимому, тоже питалъ къ нему отвращение».

«Мой плѣнникъ былъ чрезвычайно миролюбивымъ существомъ и всячески обнаруживалъ свою симпатію и привязанность ко мнѣ. Когда я рано посѣщалъ его, онъ привѣтствовалъ меня громкимъ радостнымъ «Bay! Bay! Bay! которое повторялъ, по крайней мѣрѣ минутъ 5—10 сряду, останавливаясь лишь, чтобы перевести духъ. Утомившись, онъ ложился на землю, позволялъ себя чесать и чистить щеткой и ясно обнаруживалъ какое удовольствіе это ему доставляло; онъ ложился то на одинъ бокъ, то на другой протягивалъ то одну, то другую руку и если я притворялся, что собираюсь уйти, то онъ удерживалъ меня за руку или за платье и снова тянулъ къ себѣ. Если я звалъ его издали и онъ узнавалъ меня по голосу, то начиналъ тотчасъ свой обычный крикъ, а иногда кричалъ жалобно; но, увидѣвъ меня онъ начиналъ кричать громко и весело, какъ обыкновенно. Хотя онъ былъ и самецъ, но не обнаруживалъ и слѣда непристойности павіановъ. Къ сожалѣнію, онъ скоро погибъ, благодаря удару въ поясницу, который ему нечаянно нанесъ одинъ изъ моихъ слугъ, въ Калькуттѣ. Молодая самка того же вида, за которой я тоже ухаживалъ, умерла по дорогѣ въ Калькутту отъ болѣзни легкихъ. Въ теченіе болѣзни она, очевидно, терпѣла тяжкія страданiя. Теплыя ванны, повидимому, доставляли ей большое облегченіе и, когда ее вынимали изъ ванны, то она снова сама ложилась въ воду. Она вела себя необыкновенно тихо, нѣсколько застѣнчиво, а по отношенію къ чужимъ, даже пугливо. Ко мнѣ она уже черезъ нѣсколько дней такъ привыкла, что если я сажалъ ее на открытое мѣсто, то она быстро прибѣгала ко мнѣ, прыгала мнѣ на руки и обнимала мою щею. Никогда она не обнаруживала злобы, никогда не кусалась и даже если ее дразнили, то она не защищалась, а предпочитала спрятаться въ уголъ».

Упомянутая выше самка ваувау тоже вела себя очень мило и крайне дружелюбно по отношенiю ко всѣмъ, кто ей нравился. Она вѣрно различала женщинъ и мужчинъ. Къ первымъ она добровольно спускалась, протягивала имъ руку и позволяла гладить себя; ко вторымъ же относилась недоверчиво, по всей вѣроятности, потому, что раньше съ нею дурно обращались мужчины; предварительно она разсматривала каждаго испытующимъ взоромъ, часто довольно долго, и затѣмъ иногда относилась довѣрчиво и къ мужчинамъ, если они казались ей заслуживающими того.

Вообще, гиббоновъ рѣдко приходится видѣть въ неволѣ, даже и на ихъ родинѣ. Они не могутъ выносить потерю свободы, страстно стремятся назадъ въ свои лѣса, къ своимъ быстрымъ движенiямъ на свободѣ, становятся все тише и печальнѣе, и наконецъ умирають.

***

Во второе подсемейство узконосыхъ мы соединяемъ собакообразныхъ обезьянъ (Cynopithecini). Онѣ отличаются болѣе сильно выдающейся мордой, что особенно замѣтно у нижестоящихъ видовъ этой группы, и меньшею длиною рукъ; къ тому-же у нихъ часто встрѣчается хвостъ и защечные мѣшки, и постоянно есть сѣдалищные наросты. Обезьяны эти, однако, представляють весьма разнообразное строеніе: отъ вытянутой фигуры тонкотѣлыхъ обезьянъ до массивнаго сложенiя павіановъ существуютъ здѣсь почти всѣ переходныя ступени. Опѣ водятся