Страница:Введение в археологию. Часть 1 (Жебелёв, 1923).pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


чиауди — предметов старины. К сожалению, вся эта антикварная работа производилась без определенного плана, единоличными силами и обусловлена была интересами и вкусами отдельных лиц. Это не была работа, в строгом смысле слова, ученая, но работа дилеттантская: в ней было много искреннего воодушевления, непочатый запас энергии, но почти совершенно отсутствовал какой-либо научный фундамент.

3. Он был заложен в той стране, которая в XVII в. играла руководящую роль в науках гуманитарных вообще — в Нидерландах, где интерес к научному обследованию памятников старины пробудился отчасти под влиянием знакомства с памятниками ее италийского происхождения, отчасти благодаря местным находкам. Из Нидерландов интерес к антикварным занятиям перешел в Англию, король которой, Карл I, должен быть признан одним из самых тонких ценителей и ревностных собирателей — из числа монархов — памятников искусства и старины. В его царствование граф Томас Арундель положил начало блестящему собранию памятников скульптуры из мрамора, носящему его имя („Marmora Arundeliana“), значительная часть которых хранится теперь в Оксфорде. В качестве воспитателя своего сына Арундель вызвал пз Голландии известного ученого своего времени. Франциска Юния (Junius), который, по желанию Арунделя, приступил к составлению обширного „Каталога Художников“ (Catalogue artificum). Впервые в этом труде, к которому Юний присоединил еще рассуждение „О живописи древних“ (De pictura veterum), не только были собраны все свидетельства из древних писателей, касающиеся памятников искусства, но они были подвергнуты и критическому анализу, чем заложен был фундамент для будущей истории античного искусства.

Особое положение между Италией, с одной стороны, и северными странами — с другой заняла но отношению к памятникам старины Франция. Здесь мы встречаем, наряду с интенсивною и охватывающею широкие области работою отдельных ученых, и практическую организацию в виде объединенной деятельности, причем, благодаря политической роли, какую играла тогда Франция, оказалось возможным привлечь в сферу научного обследования и культурное достояние, оставленное новой Европе классическим Востоком. Из числа отдельных французских ученых, много и с успехом потрудившихся над изучением далекого прошлого, нужно поставить па первом месте провансальского уроженца, Клода Пейреска (Claude Peiresq). В начале XVII в. Пейреск много путешествовал по Италии, Англии, Нидерландам, завязал связи с тамошними учеными и любителями старины, находился в оживленной переписке с Рубенсом и другими выдающимися лицами своего вре-