Страница:Введение в археологию. Часть 2 (Жебелёв, 1923).pdf/108

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


в Лондоне, Johanneum в Дрездене и пр.), предметов местного производства (гобелены в Париже, керамика в Севре, ткани в Лионе, arazzi во Флоренции), оружие (Musée d'Artillerie в Париже, Armeria в Мадриде, цейхгауз в Берлине) и т. д.

Такова, в общих чертах, история собирания памятников искусства и старины и история возникновения музеев в Европе. С нею, начиная со второй половины XIX в., начала соперничать Америка в деле создания музеев. Благодаря своему богатству она, пожалуй, со временем опередит, и в этом отношении, „закатывающуюся“ Европу. И придет такое время, когда археологу, для довершения своего археологического образования, явится настоятельная необходимость изучать не только накопленные веками богатства в европейских музеях, но ему придется переплывать через океан для изучения богатств, накапливаемых в музеях американских.

Что касается России, то необходимые сведения о том, как шло у нас собирание памятников искусства и старины, даны в первой части „Введения“; некоторые дополнительные указания будут сообщены ниже, при обзоре главнейших русских музеев. Здесь нужно отметить лишь одно: в России собирали памятники искусства и старины не только цари и лица царской фамилии, не только правительственные, общественные и ученые организации; их собирали с неменьшпм рвением, с большой затратою материальных средств, а очень часто и с глубоким знанием дела частные лица всех сословий и состояний, начиная с именитых аристократов и кончая людьми скромного звания и положения. Много-много имен русских коллекционеров можно было бы здесь привести. Достаточно, если мы вспомним графов Строгановых в Петрограде и купцов братьев Третьяковых в Москве.

21. От времени до времени всегда раздавались и продолжают раздаваться голоса против частных собраний, против частных коллекционеров. Говорят: частному собирательству нужно положить запрет; оно должно быть принесено в жертву собирательству государственному и общественному; частные собрания должны быть об‘явлены государственною или общественною собственностью.

Всякий знает, что коллекционирование своего рода страсть. Но едва ли найдется кто-либо, кто стал бы отрицать, что из всех страстей эта страсть — страсть самая благородная, самая плодотворная, никому вреда не приносящая.

История возникновения музеев — и правительственных и общественных — красноречиво свидетельствует, какое важное значение в этой истории имели частные собрания. Не что иное, как последние, повели к образованию музеев. Да и вряд ли найдется музей, в составе которого не было бы частных собраний, или приобретенных