Страница:Введение в археологию. Часть 2 (Жебелёв, 1923).pdf/109

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


от их владельцев или последними пожертвованных. Частные коллекционеры, строго говоря, всегда являлись не врагами, а друзьями музеев; ни те, ни другие не могли ни жить, ни развиваться друг без друга. Так было, и так, вероятно, еще долго будет.

Противодействовать частному коллекционированию не только бесполезно, но на практике это и неосуществимо. Иное дело — придать частным собраниям, особенно настолько разросшимся, что они получили характер музеев, соответствующий характер, сделать содержимое в частных собраниях достоянием не только их обладателей, но поставить дело так, чтобы частные собрания выполняли то же назначение, какое выполняет музей.

Так как музеи призваны обслуживать научные и художественные, с точки зрения просвещения, нужды народа вообще, ученых и художников в частности, то эту же миссию, конечно, должны выполнять и частные собрания. Они не должны быть закрытыми; доступ к ним не должен зависеть от воли и настроения владельца собрания. Если собрание настолько значительно, что оно уподобляется небольшому музею; если оно сосредоточено в специально устроенном для него помещении, в него должен быть открыт свободный доступ на тех же основаниях, с соблюдением тех же правил (если нужно, то можно установить и разумные ограничения или исключения), какие существуют для посещения музеев и для занятий в них. Если собрание невелико к особого помещения не занимает, все же владелец собрания не в праве отказать ученому, художнику, или даже просвещенному любителю в осмотре, а в потребных случаях, и в изучении его собрания. Можно быть уверенным, что истинно-просвещенные владельцы частных собраний не только никогда не откажут допустить к своим собраниям компетентных и знающих лиц, но что они будут рады посещению последних.

Далее: все вещи, как находящиеся в частных собраниях, так равно и вновь поступающие в них, должны быть обязательно зарегистрированы в том центральном или местном, правительственном или общественном, органе, который ведает охраною памятников искусства и старины.

Наконец: если владелец собрания, по тем или иным причинам, желает продать свое собрание целиком, или частично, или хотя бы даже один предмет коллекции, — государство имеет право предпочтительной покупки; иными словами, при всяком перемещении коллекции из одного места в другое, от одного владельца к другому, это перемещение может происходить только после получения соответствующего на то разрешения.

Думается, при соблюдении указанных условий в существовании частных собраний никому никакого вреда не будет. Для археологи-