Страница:Великая Галицийская битва.pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ставленной развѣдочной частью и мѣткостью стрѣльбы какъ изъ ружей, такъ и орудій. Одну изъ главныхъ ролей въ нашихъ побѣдахъ играла кавалерія, въ особенности казаки, которые почти каждый разъ и начинали и кончали сраженіе. Неся въ началѣ развѣдочную службу, они затѣмъ доканчивали сраженіе: стремительно, лавой, съ гикомъ лихо набрасывались они на непріятеля въ критическую минуту или въ лобъ или съ тыла, производя среди австрійцевъ панику и обращая ихъ въ бѣгство.

Слово «казакъ» сдѣлалось магическимъ и достаточно, иной разъ, среди непріятельскихъ нижнихъ чиновъ крикнуть: «казаки», — чтобы тѣ теряли самообладаніе, бросали оружіе и разбѣгались по сторонамъ, попадая подъ нашъ пулеметный и ружейный огонь. Такимъ образомъ освободились многіе русскіе плѣнные, которые примѣняли эту хитрость. Магическимъ казака сдѣлали сами австрійскіе и нѣмецкіе военачальники, которые старались внушить солдатамъ понятіе о казакѣ, какъ о какомъ-то непобѣдимомъ страшилищѣ, человѣкѣ-звѣрѣ, который чуть ли не питается человѣческимъ мясомъ и на столько свирѣпъ и жестокъ, что никогда не оставляетъ въ живыхъ плѣнныхъ и раненыхъ. Очевидно, такимъ внушеніемъ разсчитывали на то, чтобы солдаты дрались съ русскими, а въ особенности съ казаками, до послѣдней крайности и не сдавались въ плѣнъ. Получилось же совершенно обратное.

Дѣйствительно, война 1914 года, отличается ожесточенностью и храбростью воиновъ. Особенную геройскую храбрость, но не жестокость, подобно нѣмцамъ, проявляли русскіе солдаты и казаки.

Вслѣдствіе сознанія правоты своей въ этой войнѣ, убѣжденности въ необходимости довести ее до побѣдоноснаго конца ради великаго дѣла спасенія родины — русскій солдатъ сознательно бросался подъ пулеметнымъ и шрапнельнымъ дождемъ въ аттаку противъ сильнаго врага, падалъ у непріятельскихъ окоповъ, но за нимъ шли другіе,....................добирались до непріятеля, кидались съ крикомъ «ура» въ штыки, дра-

Тот же текст в современной орфографии

ставленной разведочной частью и меткостью стрельбы как из ружей, так и орудий. Одну из главных ролей в наших победах играла кавалерия, в особенности казаки, которые почти каждый раз и начинали и кончали сражение. Неся в начале разведочную службу, они затем доканчивали сражение: стремительно, лавой, с гиком лихо набрасывались они на неприятеля в критическую минуту или в лоб, или с тыла, производя среди австрийцев панику и обращая их в бегство.

Слово «казак» сделалось магическим и достаточно иной раз среди неприятельских нижних чинов крикнуть: «Казаки», — чтобы те теряли самообладание, бросали оружие и разбегались по сторонам, попадая под наш пулеметный и ружейный огонь. Таким образом освободились многие русские пленные, которые применяли эту хитрость. Магическим казака сделали сами австрийские и немецкие военачальники, которые старались внушить солдатам понятие о казаке, как о каком-то непобедимом страшилище, человеке-звере, который чуть ли не питается человеческим мясом и настолько свиреп и жесток, что никогда не оставляет в живых пленных и раненых. Очевидно, таким внушением рассчитывали на то, чтобы солдаты дрались с русскими, а в особенности с казаками, до последней крайности и не сдавались в плен. Получилось же совершенно обратное.

Действительно, война 1914 года, отличается ожесточенностью и храбростью воинов. Особенную геройскую храбрость, но не жестокость, подобно немцам, проявляли русские солдаты и казаки.

Вследствие сознания правоты своей в этой войне, убежденности в необходимости довести ее до победоносного конца ради великого дела спасения родины, — русский солдат сознательно бросался под пулеметным и шрапнельным дождем в атаку против сильного врага, падал у неприятельских окопов, но за ним шли другие,… добирались до неприятеля, кидались с криком «ура» в штыки, дра-