Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/273

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ми, находящимися въ общемъ употребленіи. Равнымъ образомъ, рекомендуетъ это и Стевинъ своимъ бельгійцамъ (Геогр., I книга), что прекрасно и выполняетъ онъ въ своей математикѣ.

13. Можно было бы замѣтить и показать на примѣрахъ, что не всѣ языки настолько обильны словами, чтобы на нихъ можно было одинаково успѣшно передать греческія и латинскія выраженія. Далѣе, если бы они даже и были переданы, то привыкшіе къ тѣмъ выраженіямъ ученые не отказались бы отъ нихъ. Наконецъ, было бы лучше, еслибы мальчики, начиная латынью, пріучили себя къ языку ученыхъ, дабы не понадобилось имъ впослѣдствіи снова заучивать техническія названія.

14. На это я долженъ возразить: 1) это вина не языковъ, но людей, если какой-нибудь языкъ оказывается темнымъ, искаженнымъ, недостаточнымъ для выраженія необходимѣйшихъ вещей. Равнымъ образомъ, и греки и римляне сначала должны были творить себѣ вокабулы, прежде чѣмъ они вошли въ общее употребленіе, и ихъ образцы были сначала шероховаты и темны, такъ что они сами сомнѣвались, могутъ ли придуманныя ими слова быть облагорожены; но когда слова были приняты, оказалось, что нѣтъ ничего болѣе выразительнаго. Это относится, напр., къ латинскимъ выраженіямъ: бытіе, сущность, постоянное, случайное, количество, качество и проч.[1]. Итакъ, ни въ какомъ языкѣ не было бы недостатка въ словахъ, если бы только въ людяхъ не было недостатка въ трудѣ и прилежаніи.

15. Что касается до втораго возраженія, то пусть спеціалисты сохранятъ свое для себя; а такъ какъ мы должны помогать необразованнымъ, дабы они могли достигать пониманія свободныхъ искусствъ и наукъ, то понятно, что мы не должны говорить съ ними на чуждомъ имъ иностранномъ языкѣ.

16. Въ третьихъ, замѣчу я: мальчики, позднѣе изучающіе языки, встрѣчаютъ при этомъ мало затрудненій, потому именно, что они уже обладаютъ знаніемъ техническихъ выраженій

  1. Это такъ-называемыя категоріи, общія понятія или группы понятій, обозначаемыя обыкновенно терминами: ens, essentia, substantia, accidens, qualitas, quidditas etc.