Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/82

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


роль (за исключеніемъ Кастильскаго),—никто не хотѣлъ помочь ему осуществить попытку. Немногаго не доставало, что бы спутники его въ морскомъ путешествіи, какъ сообщаетъ исторія—приходившіе въ отчаяніе отъ безплодности своихъ ожиданій, не сбросили Колумба въ море и съ пустыми руками не возвратились домой. А между тѣмъ этотъ, столь обширный «Новый Свѣтъ» все-таки открытъ, и теперь всѣ мы удивляемся, какъ онъ такъ долго могъ оставаться неизвѣстнымъ! Сюда же относится и одно комическое происшествіе, которое случилось съ тѣмъ же Колумбомъ: именно, когда испанцы, завидовавшіе ему, какъ итальянцу, въ славѣ столь великаго открытія, осаждали его за обѣдомъ насмѣшками и между прочимъ высказывали, что другая половина земли была открыта благодаря случаю, а не искусству, и что всякой другой могъ бы точно также открыть его,—онъ далъ имъ весьма тонкую задачу, а именно: «какъ можно куриное яйцо поставить на его носокъ безъ всякой поддержки»? послѣ того, какъ всѣ присутствовавшіе напрасно потрудились надъ этой задачей, Колумбъ стукнулъ легонько яйцо о тарелку и такимъ образомъ, вдавивъ немного его кончикъ, поставилъ яйцо. Тѣ разсмѣялись и говорили, что и они могли бы сдѣлать тоже самое. «Вы могли бы теперь, отвѣтилъ онъ, потому что видѣли возможность этого; но почему никто раньше меня не могъ этого сдѣлать?»

5. Я полагаю, что тоже самое было, когда Іоганъ Фаустъ, изобрѣтатель искусства книгопечатанія, объявилъ, что имѣетъ средство, посредствомъ котораго одинъ человѣкъ въ недѣлю напишетъ болѣе книгъ, чѣмъ десять лучшихъ писцовъ въ теченіе одного года, и притомъ книги будутъ написаны чище, всѣ экземпляры одинаковы отъ начала до конца и что всѣ они будутъ непремѣнно безъ ошибокъ, если только подлинникъ будетъ соотвѣтственно вѣренъ, и проч. Кто повѣрилъ ему? Кому не показалось это загадкой или ничтожнымъ, безполезнымъ хвастовствомъ? А между тѣмъ теперь каждый ребенокъ знаетъ, что это именно такъ.

6. Тоже случилось и съ Бертольдомъ Шварцомъ, изобрѣтателемъ мѣдныхъ огнестрѣльныхъ орудій, когда онъ обратился къ стрѣлявшимъ изъ лука съ слѣдующими словами: «Ваши луки, ваши метательныя машины, ваши пращи ничего не стоятъ. Я хочу дать вамъ орудіе, которое безъ примѣне-