Страница:Венгеров С. А. Собрание сочинений. Т. II. Гоголь. 1913.djvu/175

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 163 — предислов1Я г. Георпевскаго къ напечатаннымъ имъ геогра- фическимъ записяхмъ Гоголя: „Печатаемые матер1алы Гоголя по географ1и Росс1й способны уб'Ъдить въ необыкновенномъ трудолюб1и его и въ той огромно!'! затрат-Ь времени и труда, которую онъ посвятилъ изучен1ю и переложен1ю „множества книгъ*% вопреки заявлен1ю б1ограф1и его о томъ, что у Гоголя не хватало^ будто-бы, терп'Ьн1я „перерыть множество иногда самыхъ неинтересныхъ книгъ" ^) (стр. 214). Въ смыслЬ какихъ-либо результатовъ географическ1е труды Гоголя самые без плодные въ ряду его научны хъ работъ. Фольклористск1я увлечен1я Гоголя привели къ богат^ьйшему собран1ю народныхъ п'Ьсенъ. Университетск1я лекц!!! дали н'Ьсколько яркихъ историческихъ характери- стикъ. Занят1я малороссийской и русской истор1ей богато отразились въ „Тарасе Бульб'Ь" и интересно сказались въ начатыхъ Гоголемъ историческихъ работахъ и наброскахъ, основныя идеи которыхъ всегда такъ или иначе будутъ привлекать вниман1е истор10граф]и. Геогра(1)Ическ1е-же труды Гоголя, если не считать ма- ленькой статейки о преподавании географ1и въ „Арабе- скахъ", ничего не дали. Нельзя-же считать научнымъ ре- зультатомъ компиляц1ю Палласа и Нефедьева. Но съ другой стороны, ни въ какой другой области научныхъ занят1й Гоголя не сказалась такъ ярко жилка кабинетнаго ученаго, Вис11ег'игпГа, та характеристичная черта всякаго научнаго д'Ьятеля по призван! ю, которую я-пы назвалъ бенедиктине твомъ, Подъ бенедиктинствомъ, вспимипая колосальные ((^о- л1анты, созданные вдохновеннымъ трудолюб]емъ западно- европепскихъ бенедиктин цевъ, я разумЬю любовь или в-Ьрн'Ье страсть къ научному труду какъ таковому, почти независимо отъ результатовъ, къ которому онъ прнводнтъ. Научному работнику П(» призван1ю доставляетъ какое-то чисто-физ10логическое удовольств1е самый процессъ работы. Приятно д-Ьлать выборки, переписывать интересные доку- ^) Слова И1г'цр()ка иъ ♦то ,.Матер"а.1ах1. для ГИ(1граф1п Г<»н>ля" т." П ст]). 22'».


Тот же текст в современной орфографии

предисловия г. Георгиевского к напечатанным им географическим записям Гоголя:

«Печатаемые материалы Гоголя по географии Россий способны убедить в необыкновенном трудолюбии его и в той огромной затрате времени и труда, которую он посвятил изучению и переложению «множества книг», вопреки заявлению биографии его о том, что у Гоголя не хватало будто бы терпения «перерыть множество иногда самых неинтересных книг» [1] (стр. 214).

В смысле каких-либо результатов географические труды Гоголя самые бесплодные в ряду его научны работ. Фольклористские увлечения Гоголя привели к богатейшему собранию народных песен. Университетские лекции дали несколько ярких исторических характеристик. Занятия малороссийской и русской историей богато отразились в «Тарасе Бульбе» и интересно сказались в начатых Гоголем исторических работах и набросках, основные идеи которых всегда так или иначе будут привлекать внимание историографии.

Географические же труды Гоголя, если не считать маленькой статейки о преподавании географии в «Арабесках», ничего не дали. Нельзя же считать научным результатом компиляцию Палласа и Нефедьева.

Но с другой стороны, ни в какой другой области научных занятий Гоголя не сказалась так ярко жилка кабинетного ученого, Bücherwurm’а[2], та характеристичная черта всякого научного деятеля по призванию, которую я бы назвал бенедиктинством.

Под бенедиктинством, вспоминая колоссальные фолианты, созданные вдохновенным трудолюбием западноевропейских бенедиктинцев, я разумею любовь или вернее страсть к научному труду как таковому, почти независимо от результатов, к которому он приводит. Научному работнику по призванию доставляет какое-то чисто физиологическое удовольствие самый процесс работы. Приятно делать выборки, переписывать интересные доку-

  1. Слова Шенрока в его «Материалах для биографии Гоголя» т. II стр. 225. (Прим. С. А. Венгерова)
  2. Bücherwurm — книжный червь (нем.). (Прим. ред.)