Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/60

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

верная ея часть, еще въ XVII-мъ вѣкѣ была покрыта подобными же колоніями. Луговыя равнины четырехъ великихъ континентовъ до сихъ поръ еще густо заселены безчисленными колоніями кротовъ, мышей, сурковъ, тарбагановъ, „земляныхъ бѣлокъ“ и другихъ грызуновъ. Въ болѣе низкихъ широтахъ Азіи и Африки лѣса по сію пору являются жилищемъ многочисленныхъ семей слоновъ, носороговъ, гиппопотамовъ, и безчисленныхъ сообществъ обезьянъ. На дальнемъ Сѣверѣ олени собираются въ безчисленныя стада, а еще дальше на сѣверъ мы находимъ стада мускусныхъ быковъ и неисчислимыя сообщества песцовъ. Берега океана оживлены стадами тюленей и моржей, а его воды—стадами общительныхъ животныхъ, принадлежащихъ къ семейству китовъ; наконецъ, даже въ пустыняхъ высокаго плоскогорія Центральной Азіи мы находимъ стада дикихъ лошадей, дикихъ ословъ, дикихъ верблюдовъ и дикихъ овецъ. Всѣ эти млекопитающія живутъ сообществами и племенами, насчитывающими иногда сотни тысячъ особей, хотя теперь, послѣ трехъ вѣковъ цивилизаціи, пользовавшейся порохомъ, мы находимъ лишь жалкіе остатки тѣхъ неисчислимыхъ сообществъ животныхъ, которыя существовали въ былыя времена.

Какъ ничтожно, по сравненію съ ними, число хищниковъ! И какъ ошибочна, вслѣдствіи этого, точка зрѣнія тѣхъ, кто говоритъ о животномъ мірѣ, точно онъ весь состоитъ изъ однихъ только львовъ и гіенъ, запускающихъ окровавленные клыки въ свою добычу! Это все равно, какъ если-бы мы стали утверждать, что вся жизнь человѣчества сводится на однѣ войны и избіенія.

Ассоціація и взаимная помощь являются правиломъ у млекопитающихъ. Привычка къ общественной жизни встрѣчается даже у хищниковъ, и, во всемъ этомъ обширномъ классѣ животныхъ, мы можемъ назвать только одно семейство, Кошачьихъ (львы, тигры, леопарды и т. д.), котораго члены дѣйствительно предпочитаютъ одинокую жизнь жизни общественной и только изрѣдка встрѣчаются—теперь, по крайней мѣрѣ—небольшими группами. Впрочемъ, даже среди львовъ, «самое обыкновенное дѣло—охотиться группами“ говоритъ извѣстный охотникъ и знатокъ С. Бэкеръ[1]; а недавно г. Н.

  1. Samuel W. Baker «Wild Beasts», etc. vol I, стр. 316.
Тот же текст в современной орфографии

верная её часть, ещё в XVII-м веке была покрыта подобными же колониями. Луговые равнины четырёх великих континентов до сих пор ещё густо заселены бесчисленными колониями кротов, мышей, сурков, тарбаганов, «земляных белок» и других грызунов. В более низких широтах Азии и Африки леса по сию пору являются жилищем многочисленных семей слонов, носорогов, гиппопотамов, и бесчисленных сообществ обезьян. На дальнем Севере олени собираются в бесчисленные стада, а ещё дальше на север мы находим стада мускусных быков и неисчислимые сообщества песцов. Берега океана оживлены стадами тюленей и моржей, а его воды — стадами общительных животных, принадлежащих к семейству китов; наконец, даже в пустынях высокого плоскогорья Центральной Азии мы находим стада диких лошадей, диких ослов, диких верблюдов и диких овец. Все эти млекопитающие живут сообществами и племенами, насчитывающими иногда сотни тысяч особей, хотя теперь, после трёх веков цивилизации, пользовавшейся порохом, мы находим лишь жалкие остатки тех неисчислимых сообществ животных, которые существовали в былые времена.

Как ничтожно, по сравнению с ними, число хищников! И как ошибочна, вследствие этого, точка зрения тех, кто говорит о животном мире, точно он весь состоит из одних только львов и гиен, запускающих окровавленные клыки в свою добычу! Это всё равно, как если бы мы стали утверждать, что вся жизнь человечества сводится на одни войны и избиения.

Ассоциация и взаимная помощь являются правилом у млекопитающих. Привычка к общественной жизни встречается даже у хищников, и, во всём этом обширном классе животных, мы можем назвать только одно семейство, Кошачьих (львы, тигры, леопарды и т. д.), которого члены действительно предпочитают одинокую жизнь жизни общественной и только изредка встречаются — теперь, по крайней мере — небольшими группами. Впрочем, даже среди львов, «самое обыкновенное дело — охотиться группами» говорит известный охотник и знаток С. Бэкер[1]; а недавно г. Н.

  1. Samuel W. Baker «Wild Beasts», etc. vol I, стр. 316.