Страница:Виновники пожара Москвы в 1812 г. (Шмидт 1912).pdf/71

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Одна молодая дѣвушка изъ купеческой семьи разсказываетъ[1]: „Страшно было: наши поджигали Москву“. „Говорили, что наши жгутъ Москву“, такъ разсказываетъ другой житель[2], „чтобы выгнать изъ нея Бонапарта; не знаю, правда ли это, или нѣтъ; но что они подожгли нашъ домъ, это правда“. Видѣли, напримѣръ, какъ изъ одного дома (Куракина) управляющій вышелъ съ 4 слугами, и они гнали палками пьянаго… который радостно кричалъ: „какъ прекрасно горитъ“. Слуги Куракина разсказывали, что онъ только что поджегъ домъ[3]. Г-жа Фюзиль разсказываетъ, какъ на ея глазахъ были разстрѣляны поджигатели[4].

Если же послѣ всего этого единственный очевидецъ, фонъ Лосбергъ[5] не хочетъ этому вѣрить, утверждая, что до того времени, правда, находили много труповъ, но ни одного живого человѣка съ факеломъ въ рукахъ, то можно только пожалѣть, что ему не было въ этомъ удачи, какъ это съ нѣкоторыми иногда случается.

Нѣкоторые дома, вѣроятно, поджигали собственные слуги, съ цѣлью пріобрѣсти этимъ право на разграбленіе ихъ[6]; но такихъ было не очень много, потому что тогдашняя прислуга въ Россіи сплошь состояла изъ людей крѣпостныхъ и преданныхъ владѣльцу.

  1. Тамъ же, стр. 113 и Верещагинъ, стр. 23.
  2. Тамъ же, стр. 127 и Верещагинъ, стр. 23.
  3. Верещагинъ, стр. 23.
  4. Тамъ же, стр. 38.
  5. Loßberg, стр. 203.
  6. Ramband (по Вольцогену), стр. 32 ff. Vaudoncourt, стр. 198.
Тот же текст в современной орфографии

Одна молодая девушка из купеческой семьи рассказывает[1]: «Страшно было: наши поджигали Москву». «Говорили, что наши жгут Москву, — так рассказывает другой житель[2], — чтобы выгнать из нее Бонапарта; не знаю, правда ли это, или нет; но что они подожгли наш дом, это правда». Видели, например, как из одного дома (Куракина) управляющий вышел с четырьмя слугами, и они гнали палками пьяного… который радостно кричал: «Как прекрасно горит». Слуги Куракина рассказывали, что он только что поджег дом[3]. Г-жа Фюзиль рассказывает, как на ее глазах были расстреляны поджигатели[4].

Если же после всего этого единственный очевидец, фон Лосберг[5] не хочет этому верить, утверждая, что до того времени, правда, находили много трупов, но ни одного живого человека с факелом в руках, то можно только пожалеть, что ему не было в этом удачи, как это с некоторыми иногда случается.

Некоторые дома, вероятно, поджигали собственные слуги, с целью приобрести этим право на разграбление их[6]; но таких было не очень много, потому что тогдашняя прислуга в России сплошь состояла из людей крепостных и преданных владельцу.

  1. Там же, стр. 113 и Верещагин, стр. 23.
  2. Там же, стр. 127 и Верещагин, стр. 23.
  3. Верещагин, стр. 23.
  4. Там же, стр. 38.
  5. Loßberg, стр. 203.
  6. Ramband (по Вольцогену), стр. 32 ff. Vaudoncourt, стр. 198.