Страница:Виновники пожара Москвы в 1812 г. (Шмидт 1912).pdf/79

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

со стороны русскихъ; это были просто старыя, сдѣлавшіяся негодными къ употребленію, пожарныя трубы, исключенныя даже изъ пожарнаго имущества). Если было сначала лишь нѣсколько солдатъ, осмѣлившихся грабить вопреки запрещенію императора, то теперь всѣ въ войскахъ приступили къ этому дѣлу[1], такъ какъ горѣвшія дома, казалось, давали имъ на это въ нѣкоторой степени право, ибо въ противномъ случаѣ все вѣдь должно было сдѣлаться добычей пламени, не принося никому никакой пользы.

И изъ другихъ частей войска, стоявшихъ еще передъ городомъ, нѣкоторые солдаты пробрались въ городъ для грабежа, подъ предлогомъ, что они хотятъ помогать при тушеніи пожара[2]. На второй день грабежъ былъ уже общимъ и почти общимъ сдѣлалось опьяненіе солдатъ; ибо они при обыскѣ погребовъ натолкнулись на богатые запасы вина, которые жители, при поспѣшномъ бѣгствѣ изъ Москвы должны были бросить на произволъ судьбы. О тушеніи пожара едва-ли кто и думалъ уже[3] съ тѣхъ поръ, какъ у Мортье съ его отрядомъ не хватало силъ для этого. Только Мартенсъ[4], проѣзжавшій 4/16 сентября по городу, замѣчаетъ

  1. Horn стр. 65; Mitarewski, стр. 90; Bourgeois, стр. 51 ff; Faure, стр. 53; v. Lossberg, стр. 190; Labaume, стр. 188; Bertin (Du Mailly-Nesele) стр. 139.
  2. Das Buch vom Jahre 1812, стр. 328.
  3. Русскій Архивъ 1869 г., (Изарнъ) стр. 1412 ; Leissnig, Zug nach Moskau, I т., стр. 501.
  4. Martens, стр. 133 ff.
Тот же текст в современной орфографии

со стороны русских; это были просто старые, сделавшиеся негодными к употреблению пожарные трубы, исключенные даже из пожарного имущества). Если было сначала лишь несколько солдат, осмелившихся грабить вопреки запрещению императора, то теперь все в войсках приступили к этому делу[1], так как горевшие дома, казалось, давали им на это в некоторой степени право, ибо в противном случае все ведь должно было сделаться добычей пламени, не принося никому никакой пользы.

И из других частей войска, стоявших еще перед городом, некоторые солдаты пробрались в город для грабежа под предлогом, что они хотят помогать при тушении пожара[2]. На второй день грабеж был уже общим и почти общим сделалось опьянение солдат; ибо они при обыске погребов натолкнулись на богатые запасы вина, которые жители при поспешном бегстве из Москвы должны были бросить на произвол судьбы. О тушении пожара едва ли кто и думал уже[3] с тех пор, как у Мортье с его отрядом не хватало сил для этого. Только Мартенс[4], проезжавший 4/16 сентября по городу, замечает

  1. Horn стр. 65; Mitarewski, стр. 90; Bourgeois, стр. 51 ff; Faure, стр. 53; v. Lossberg, стр. 190; Labaume, стр. 188; Bertin (Du Mailly-Nesele) стр. 139.
  2. Das Buch vom Jahre 1812, стр. 328.
  3. «Русский архив», 1869 г., (Изарн) стр. 1412 ; Leissnig, Zug nach Moskau, I т., стр. 501.
  4. Martens, стр. 133 ff.