Страница:Восемьдесят тысяч вёрст под водой (Жюль Верн, пер. Марко Вовчок, 1870).djvu/185

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Ваникоро и бросилъ якорь у Гобартъ-Тоуна. Тамъ онъ узналъ о поѣздкѣ Диллона и еще узналъ, что какой-то Джемсъ-Гоббсъ, лейтенантъ корабля „Union“ изъ Калькуты дошедъ до острова, лежащаго на 8°18′ южной широты и 156°30′ восточной долготы, — видѣлъ у туземцевъ желѣзные брусья и красныя матеріи.

Дюмонъ-Дюрвиль, находясь въ сомнѣніи и не зная вѣрить ли этимъ донесеніямъ, рѣшился однако идти по слѣдамъ Диллона.

10 февраля 1828 г. „Астролябія“ пришла къ Тикопіи; Диллонъ взялъ себѣ въ проводники и толмачи дезертира, поселившагося на этомъ островѣ, и направилъ путь къ Ваникоро, завидѣлъ его 12 февраля и, проплававъ вдоль рифовъ до 14, только 20 бросилъ якорь въ гавани Вану.

23 многіе изъ офицеровъ обошли кругомъ островъ и принесли нѣсколько обломковъ. Туземцы притворились, что не понимаютъ, о чемъ ихъ спрашиваютъ, и отказались вести на мѣсто кораблекрушенія.

Такое подозрительное поведеніе заставило думать, что они не очень благодушно обошлись съ потерпѣвшими крушеніе. Они, казалось, боялись Дюмонъ-Дюрвиля, думая, что онъ пришелъ мстить за Ла-Перуза и его несчастныхъ товарищей.

Однако 26 числа, прельстившись подарками и понявъ, что имъ нечего бояться мщенія, они препроводили на мѣсто крушенія лейтенанта, г. Жакино.

Тамъ, подъ тремя или четырьмя саженями воды, между рифами Паку и Вану, лежали якоря, пушки, слитки желѣза и платины, сплошь облѣпленные известью. Шлюбка и китоловное судно съ „Астролябіи“ направлены были къ этому мѣсту и экипажъ не безъ труда вытащилъ якорь вѣсомъ въ тысячу восемьсотъ фунтовъ, пушку въ восемь метровъ, платиновый слитокъ и двѣ мѣдныя мортиры.

Распросивъ туземцевъ, Дюмонъ-Дюрвиль узналъ, что Ла-Перузъ, потерявъ у рифовъ острова два судна, построилъ себѣ одно маленькое, чтобы погибнуть во второй разъ…. Гдѣ? Этого не знали.

Капитанъ „Астролябіи“ воздвигъ подъ тѣнью мангъ-дерева кенотафъ, т. е. пустую гробницу, въ память знаменитаго мореплавателя и его товарищей. Это была простая четыреугольная пирамида, поставленная на кораловомъ основаніи и въ которую