Страница:Восемьдесят тысяч вёрст под водой (Жюль Верн, пер. Марко Вовчок, 1870).djvu/93

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


ный человѣкъ не долженъ, тайну моего существованія! И вы думаете, что я возвращу васъ на землю? Никогда! Я долженъ удержать васъ здѣсь ради своей безопасности.

Эти слова ясно показывали, что капитанъ уже рѣшился, и что всякій споръ, убѣжденія или просьбы будутъ безполезны и напрасны.

Я сказалъ ему:

— Такъ, значитъ, вы просто предлагаете намъ выборъ между жизнью и смертью?

— Между жизнью и смертью.

Я обратился къ своимъ товарищамъ:

— Друзья? говорю имъ, на такой вопросъ нечего отвѣчать. Но мы не даемъ никакого обѣщанія, никакого слова капитану подводнаго судна, мы не связаны…

— Ничѣмъ не связаны, милостивый государь, сказалъ капитанъ.

Затѣмъ онъ прибавилъ болѣе мягкимъ голосомъ:

— Теперь позвольте мнѣ окончить. Я васъ знаю, г. Аронаксъ. Можетъ статься, товарищи ваши будутъ тяготиться пребываніемъ на моемъ суднѣ, но вы не будете. Вы, очень можетъ быть, скоро перестанете жаловаться на случай, который свелъ и связалъ насъ. Вы найдете между любимыми моими книгами ваше сочиненіе о „Тайнахъ Морскихъ Безднъ“. Я часто читалъ эту книгу. Вы подвинули науку такъ далеко, какъ только это возможно для обитателя земли. Но вы всего не знаете, вы всего не видали. Позвольте вамъ сказать, г. профессоръ, вы не пожалѣете о времени, которое проведете на бортѣ моего судна. Вы будете путешествовать по странѣ чудесъ. Вы будете находиться въ постоянномъ изумленіи. Вамъ никогда не прискучитъ то, что я вамъ покажу. Я теперь снова предпринимаю кругосвѣтное подводное путешествіе, — можетъ, послѣднее! — Я хочу снова увидать подводный міръ, и вы будете моимъ спутникомъ, мы вмѣстѣ будемъ наблюдать, изучать. Съ этого дня вы вступите въ новую стихію, вы увидите то, чего еще не видалъ ни единый человѣкъ, — себя и своихъ я не считаю — и, благодаря мнѣ, наша планета откроетъ вамъ свои послѣднія тайны.

Я не стану притворяться: слова капитана сдѣлали на меня большое впечатлѣніе. У меня, какъ у Ахиллеса, была тоже своя