Страница:Воспоминания о войне 1812 года (Митаревский 1871).djvu/42

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


пропадетъ. Хотя можно сказать, что большая часть офицеровъ были бѣдняки, но много было и богачей. Въ арміи былъ цвѣтъ молодежи со всей Россіи. Въ Смоленскѣ всѣ запаслись необходимымъ, а кто имѣлъ средства, то и предметами роскоши. Подъ конецъ не только раскупили все, особенно продовольственные продукты, но и продавали ихъ по цѣнамъ уже чрезвычайно высокимъ. За бѣлый хлѣбъ, который продавали прежде по десяти копѣекъ ассигнаціями, платили по рублю; табакъ двухрублевый продавали по десяти рублей; въ такой же соразмѣрности продавались и прочіе продукты.

Во весь нашъ походъ отъ Лиды до Дриссы и оттуда до Смоленска, несмотря на дурную сначала погоду и трудные переходы, всѣ до послѣдняго солдата были бодры и веселы. Больныхъ и отсталыхъ было не болѣе, какъ и въ обыкновенныхъ походахъ; лошади были въ хорошемъ тѣлѣ и не изнурены. Досадно и непріятно было только то, что мы все отступаемъ; подъ конецъ начали даже роптать на главнокомандующихъ, но какъ всѣмъ было извѣстно, что непріятель несравненно превосходитъ насъ числомъ войскъ, то сносили терпѣливо. Надѣялись, что, по соединеніи съ княземъ Багратіономъ, силы наши уравняются и тогда мы ударимъ на непріятеля.

Объявили походъ на Рудню и разнесся слухъ, что идемъ аттаковать непріятеля. Этому извѣстію чрезвычайно всѣ обрадовались. Пошли къ Руднѣ, оттуда пошли куда-то направо, потомъ опять назадъ, а тамъ обратно въ Смоленскъ. Погода была жаркая и переходы очень утомительные. Начали говорить, что бродимъ безъ толку и сами не зная куда и зачѣмъ, а тутъ еще пронесся слухъ, что главнокомандующіе между собою не поладили. Всѣ стояли за князя Багратіона и начали обвинять Барклая-де-Толли, особенно при тяжкомъ обратномъ походѣ къ Смоленску. Когда, подходя, услышали канонаду и разнесся слухъ, что Наполеонъ обманулъ нашихъ