Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/11

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— X —

чистая мысль, мысль, какъ таковая. Абсолютное есть не безсодержательная отвлеченность, схватываемая непосредственно какимъ-то таинственнымъ способомъ; содержаніе абсолютнаго есть мысль, какъ таковая,, схватываемая ея собственнымъ движеніемъ. Доведя мысль до полной ея отвлеченности, мы получаемъ не безсодержательную пустоту, но самую мысль съ ея собственнымъ закономѣрнымъ движеніемъ; и наука объ этой мысли, о мысли, какъ таковой, о чистой мысли, есть логика. А такъ какъ эта мысль есть абсолютное, т.-е. всеобщее, міровое основоначало, то логика для Гегеля совпадаетъ съ метафизикою.

Отъ обычной такъ называемой формальной логики логика Гегеля отличается тѣмъ, что она не есть совокупность безсодержательныхъ правилъ; ея содержаніемъ служитъ чистая мысль. Но это содержаніе отвлеченное, ибо въ немъ мысль освобождена отъ всего, что не есть она сама, отъ всякой связанной съ нею реальности. Содержаніе логики есть, по выраженію Гегеля, "изображеніе Бога, каковъ Онъ въ своей вѣчной сущности до созданія природы и конечнаго духа“. Гегель выражается еще такъ: "Система логиги есть царство тѣней, міръ простыхъ существенностей, освобожденный отъ всякой чувственной конкретности“. Изъ такого опредѣленія логики вытекаютъ послѣдовательно два соображенія, которыя нужно имѣть въ виду для правильнаго пониманія Гегеля: во-1) соображеніе о построеніи системы логики, какъ таковой, и во-2) соображеніе о ея отношеніи къ прочимъ частямъ философіи.

1. Чистая мысль есть мысль, имѣющая саму себя своимъ содержаніемъ. Этого содержанія мысль достигаетъ путемъ наибольшаго возможнаго для нея отвлеченія отъ всего инороднаго ей. Слѣдовательно, результатъ этого отвлеченія, мысль, какъ абсолютное, мыслится нами прежде всего, какъ наиболѣе отвлеченное, наиболѣе пустое, наиболѣе безсодержательное, но вмѣстѣ съ тѣмъ наиболѣе общее изъ всѣхъ понятій. Такое понятіе есть понятіе бытія, и, стало быть, первое, ближайшее опредѣленіе чистой мысли — она же и абсолютное — состоитъ въ томъ, что мысль = бытію. Это опредѣленіе составляетъ начало логики, но при томъ только ея начало. Если бы логика остановилась на этомъ началѣ, то ея вовсе не было бы, такъ какъ понятіе бытія есть понятіе крайняго предѣла опустошенія содержанія, слѣдовательно, есть то же, что понятіе ничто, которое есть также понятіе крайняго предѣла опустошенія содержанія. Бытіе, какъ таковое, лишенное всякихъ иныхъ опредѣленій, есть, стало быть, то же самое, что ничто. Стало быть, возвысившись до той точки зрѣнія, какая требуется логикою, мы возвысились не до такого понятія, на которомъ можемъ успокоиться, а пришли къ рѣшительному коренному противорѣчію, къ отожествленію бытія и ничто. Или это противорѣчіе неразрѣшимо, .и тогда логики нѣтъ, она кончается на своемъ началѣ, какъ на безсмыслицѣ; или логика разрѣшаетъ это противорѣчіе, т.-е. находитъ такое понятіе, въ которомъ объединяются бытіе и ничто. Это новое понятіе не есть уже ни бытіе и ни ничто, но нѣчто


Тот же текст в современной орфографии

чистая мысль, мысль, как таковая. Абсолютное есть не бессодержательная отвлеченность, схватываемая непосредственно каким-то таинственным способом; содержание абсолютного есть мысль, как таковая,, схватываемая её собственным движением. Доведя мысль до полной её отвлеченности, мы получаем не бессодержательную пустоту, но самую мысль с её собственным закономерным движением; и наука об этой мысли, о мысли, как таковой, о чистой мысли, есть логика. А так как эта мысль есть абсолютное, т. е. всеобщее, мировое основоначало, то логика для Гегеля совпадает с метафизикою.

От обычной так называемой формальной логики логика Гегеля отличается тем, что она не есть совокупность бессодержательных правил; её содержанием служит чистая мысль. Но это содержание отвлеченное, ибо в нём мысль освобождена от всего, что не есть она сама, от всякой связанной с нею реальности. Содержание логики есть, по выражению Гегеля, "изображение Бога, каков Он в своей вечной сущности до создания природы и конечного духа“. Гегель выражается еще так: "Система логиги есть царство теней, мир простых существенностей, освобожденный от всякой чувственной конкретности“. Из такого определения логики вытекают последовательно два соображения, которые нужно иметь в виду для правильного понимания Гегеля: во-1) соображение о построении системы логики, как таковой, и во-2) соображение о её отношении к прочим частям философии.

1. Чистая мысль есть мысль, имеющая саму себя своим содержанием. Этого содержания мысль достигает путем наибольшего возможного для неё отвлечения от всего инородного ей. Следовательно, результат этого отвлечения, мысль, как абсолютное, мыслится нами прежде всего, как наиболее отвлеченное, наиболее пустое, наиболее бессодержательное, но вместе с тем наиболее общее из всех понятий. Такое понятие есть понятие бытия, и, стало быть, первое, ближайшее определение чистой мысли — она же и абсолютное — состоит в том, что мысль = бытию. Это определение составляет начало логики, но при том только её начало. Если бы логика остановилась на этом начале, то её вовсе не было бы, так как понятие бытия есть понятие крайнего предела опустошения содержания, следовательно, есть то же, что понятие ничто, которое есть также понятие крайнего предела опустошения содержания. Бытие, как таковое, лишенное всяких иных определений, есть, стало быть, то же самое, что ничто. Стало быть, возвысившись до той точки зрения, какая требуется логикою, мы возвысились не до такого понятия, на котором можем успокоиться, а пришли к решительному коренному противоречию, к отожествлению бытия и ничто. Или это противоречие неразрешимо, .и тогда логики нет, она кончается на своем начале, как на бессмыслице; или логика разрешает это противоречие, т. е. находит такое понятие, в котором объединяются бытие и ничто. Это новое понятие не есть уже ни бытие и ни ничто, но нечто