Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/176

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 139 —

дѣленномъ числѣ десять, двадцать, но содержитъ ее, не какъ многое, а это число есть снятое опредѣленное число, простая опредѣленность.

3. Въ числѣ опредѣленное количество положено въ своей полной опредѣленности; но какъ интенсивное опредѣленное количество въ своемъ бытіи для себя, оно положено такъ, какъ оно есть въ своемъ понятіи или само по себѣ. А именно форма отношенія къ себѣ, которую оно имѣетъ въ степени, есть вмѣстѣ его внѣбытіе относительно себя. Число, какъ экстенсивное опредѣленное количество, есть пронумерованная множественность и поэтому имѣетъ внутри себя внѣшность. Но опредѣленное количество имѣетъ свою опредѣленность, какъ опредѣленное число; оно, какъ сказано выше, имѣетъ ее, какъ бы она вмѣстѣ съ тѣмъ уже не была положена въ немъ. Поэтому степень, которая внутри себя самой не имѣетъ уже этого внѣшняго инобытія въ ней, имѣетъ оное внѣ ея и относится къ нему, какъ къ своей опредѣленности. Внѣшняя степени множественность составляетъ опредѣленность той простой границы, какою она (степень) есть для себя. Что опредѣленное число, поскольку оно должно находиться внутри числа въ экстенсивномъ опредѣленномъ количествѣ, тутъ снимается, опредѣляется такимъ образомъ тѣмъ, что оно положено внѣ послѣдняго. Поскольку число положено, какъ одно, въ рефлектирующемъ себя отношеніи къ себѣ самому, оно исключаетъ изъ себя безразличіе и внѣшность опредѣленнаго числа и есть отношеніе къ себѣ, какъ отношеніе черезъ себя самого къ нѣкоторому внѣшнему.

Тѣмъ самымъ опредѣленное количество пріобрѣтаетъ соотвѣтствующую его понятію реальность. Безразличіе опредѣленности составляетъ его качество, т.-е. опредѣленность, которая сама по себѣ есть внѣшняя опредѣленность. Такимъ образомъ степень есть простая опредѣленность величины подъ множественностью такихъ интенсивностей, которыя различны, изъ которыхъ каждая есть лишь простое отношеніе къ себѣ, но которыя вмѣстѣ съ тѣмъ находятся въ существенномъ взаимоотношеніи такъ, что каждая имѣетъ свою опредѣленность въ этой непрерывности съ другими. Это отношеніе степени черезъ себя саму къ своему другому дѣлаетъ восхожденіе и нисхожденіе по скалѣ степеней непрерывнымъ процессомъ, теченіемъ, которое есть непрерывное-нераздѣленное измѣненіе, каждое изъ многихъ, различаемыхъ въ этомъ процессѣ, не отдѣлено отъ другихъ, но имѣетъ свою опредѣленность лишь въ нихъ. Какъ относящееся къ себѣ опредѣленіе величины, каждая изъ степеней безразлична къ другимъ; но она равнымъ образомъ относитси къ этой внѣшности, есть то, что она есть, лишь посредствомъ нея, ея отношеніе къ себѣ есть не безразличное отношеніе къ внѣшнему, имѣетъ въ немъ свое качество.

Ь. Тожество экстенсивной и интенсивной величины.

Степень есть нѣчто внѣшнее себѣ, не находящееся внутри себя. Однаке она не есть неопредѣленное одно, не принципъ числа вообще, который не есть опредѣленное число, развѣ отрицательно, поскольку онъ не есть опредѣленное число.


Тот же текст в современной орфографии

деленном числе десять, двадцать, но содержит ее, не как многое, а это число есть снятое определенное число, простая определенность.

3. В числе определенное количество положено в своей полной определенности; но как интенсивное определенное количество в своем бытии для себя, оно положено так, как оно есть в своем понятии или само по себе. А именно форма отношения к себе, которую оно имеет в степени, есть вместе его внебытие относительно себя. Число, как экстенсивное определенное количество, есть пронумерованная множественность и поэтому имеет внутри себя внешность. Но определенное количество имеет свою определенность, как определенное число; оно, как сказано выше, имеет ее, как бы она вместе с тем уже не была положена в нём. Поэтому степень, которая внутри себя самой не имеет уже этого внешнего инобытия в ней, имеет оное вне её и относится к нему, как к своей определенности. Внешняя степени множественность составляет определенность той простой границы, какою она (степень) есть для себя. Что определенное число, поскольку оно должно находиться внутри числа в экстенсивном определенном количестве, тут снимается, определяется таким образом тем, что оно положено вне последнего. Поскольку число положено, как одно, в рефлектирующем себя отношении к себе самому, оно исключает из себя безразличие и внешность определенного числа и есть отношение к себе, как отношение через себя самого к некоторому внешнему.

Тем самым определенное количество приобретает соответствующую его понятию реальность. Безразличие определенности составляет его качество, т. е. определенность, которая сама по себе есть внешняя определенность. Таким образом степень есть простая определенность величины под множественностью таких интенсивностей, которые различны, из которых каждая есть лишь простое отношение к себе, но которые вместе с тем находятся в существенном взаимоотношении так, что каждая имеет свою определенность в этой непрерывности с другими. Это отношение степени через себя саму к своему другому делает восхождение и нисхождение по скале степеней непрерывным процессом, течением, которое есть непрерывное-неразделенное изменение, каждое из многих, различаемых в этом процессе, не отделено от других, но имеет свою определенность лишь в них. Как относящееся к себе определение величины, каждая из степеней безразлична к другим; но она равным образом относитси к этой внешности, есть то, что она есть, лишь посредством неё, её отношение к себе есть не безразличное отношение к внешнему, имеет в нём свое качество.

Ь. Тожество экстенсивной и интенсивной величины.

Степень есть нечто внешнее себе, не находящееся внутри себя. Однаке она не есть неопределенное одно, не принцип числа вообще, который не есть определенное число, разве отрицательно, поскольку он не есть определенное число.