Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/286

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 249 —

пятой за единицу, установленъ рядъ относительныхъ чиселъ, въ которыхъ ихъ насыщаютъ различныя кислоты, то для каждой другой щелочи этотъ рядъ одинъ и тотъ же, только различныя щелочи по отношенію одна къ другой должны быть взяты въ разныхъ опредѣленныхъ числахъ, — числахъ, которыя опять-таки со своей стороны образуютъ такой же постоянный рядъ показателей для каждой противостоящей кислоты, при чемъ они также относятся къ каждой отдѣльной кислотѣ, какъ къ каждой другой. Фишеръ первый вывелъ эти ряды на основаніи работъ Рихтера (ср. примѣчанія къ переводу статьи Бертолле о законѣ химическаго сродства стр. 232 и Bertollet Statique chimique I часть, стр. 134 и сл.). Желаніе принять въ соображеніе столь всесторонне развитое съ тѣхъ поръ, какъ это впервые написано, знаніе относительныхъ чиселъ химическихъ элементовъ, было бы здѣсь потому уклоненіемъ въ сторону, что отчасти эмпирическое, отчасти лишь гипотетическое расширеніе знанія вращается въ тѣхъ же опредѣленіяхъ понятій.

Какъ извѣстно, Бертолле замѣнилъ общепринятое представленіе объ избирательномъ сродствѣ понятіемъ о дѣйствіи нѣкоторой химической мѣры. Это измѣненіе, слѣдуетъ замѣтить, не имѣетъ никакого вліянія на количественныя отношенія самыхъ законовъ химическаго насыщенія, но качественный моментъ исключающаго избирательнаго сродства, какъ такового, имъ нетолько ослабляется, а даже снимается. Если двѣ кислоты дѣйствуютъ па одну и ту же щелочь, и если та изъ нихъ, о которой говорятъ, что она имѣетъ къ щелочи большее избирательное сродство, находится въ такомъ опредѣленномъ количествѣ, которое способно насытить опредѣленное количество основанія, то по представленію объ избирательномъ сродствѣ происходитъ только это насыщеніе; другая кислота не оказываетъ никакого дѣйствія и не даетъ нейтральнаго соединенія. По понятію же о дѣйствіи нѣкоторой химической мѣры, каждая изъ нихъ оказываетъ дѣйствіе въ такомъ отношеніи, которое опредѣляется даннымъ ея количествомъ и ея способностью насыщенія или такъ называемымъ сродствомъ. Изслѣдованія Бертолле указали тѣ ближайшія условія, при которыхъ дѣйствіе химической мѣры снимается, и одна (болѣе сродная) кислота, повидимому, вытѣсняетъ другую (слабѣйшую) и исключаетъ ея дѣйствіе, т.-е. дѣйствуетъ въ смыслѣ избирательнаго сродства. Онъ показалъ, что условія, при которыхъ происходитъ это исключеніе, суть, напр., сила сцѣпленія, нерастворимость образующейся соли въ водѣ, а не качественная природа дѣйствующихъ агентовъ, какъ таковая; дѣйствіе этихъ условій также можетъ быть снято другими условіями, напр., температурою. Съ устраненіемъ этихъ препятствій химическая мѣра оказываетъ ничѣмъ не стѣсняемое дѣйствіе, и то, что являлось чисто-качественнымъ исключеніемъ, избирательнымъ сродствомъ, оказывается состоящимъ лишь во внѣшнихъ видоизмѣненіяхъ.

Дальнѣйшее по этому предмету мы узнаемъ, главнымъ образомъ, отъ Берцеліуса. Но онъ въ своемъ учебникѣ химіи не сообщаетъ по этому вопросу ничего своеобразнаго и опредѣленнаго. Онъ принимаетъ и повторяетъ буквально взгляды Бертолле, уснащая ихъ только своеобразною метафизикою некритической рефлексіи, категоріи которой только и подлежатъ поэтому ближайшему


Тот же текст в современной орфографии

пятой за единицу, установлен ряд относительных чисел, в которых их насыщают различные кислоты, то для каждой другой щелочи этот ряд один и тот же, только различные щелочи по отношению одна к другой должны быть взяты в разных определенных числах, — числах, которые опять-таки со своей стороны образуют такой же постоянный ряд показателей для каждой противостоящей кислоты, при чём они также относятся к каждой отдельной кислоте, как к каждой другой. Фишер первый вывел эти ряды на основании работ Рихтера (ср. примечания к переводу статьи Бертолле о законе химического сродства стр. 232 и Bertollet Statique chimique I часть, стр. 134 и сл.). Желание принять в соображение столь всесторонне развитое с тех пор, как это впервые написано, знание относительных чисел химических элементов, было бы здесь потому уклонением в сторону, что отчасти эмпирическое, отчасти лишь гипотетическое расширение знания вращается в тех же определениях понятий.

Как известно, Бертолле заменил общепринятое представление об избирательном сродстве понятием о действии некоторой химической меры. Это изменение, следует заметить, не имеет никакого влияния на количественные отношения самых законов химического насыщения, но качественный момент исключающего избирательного сродства, как такового, им нетолько ослабляется, а даже снимается. Если две кислоты действуют па одну и ту же щелочь, и если та из них, о которой говорят, что она имеет к щелочи большее избирательное сродство, находится в таком определенном количестве, которое способно насытить определенное количество основания, то по представлению об избирательном сродстве происходит только это насыщение; другая кислота не оказывает никакого действия и не дает нейтрального соединения. По понятию же о действии некоторой химической меры, каждая из них оказывает действие в таком отношении, которое определяется данным её количеством и её способностью насыщения или так называемым сродством. Исследования Бертолле указали те ближайшие условия, при которых действие химической меры снимается, и одна (более сродная) кислота, по-видимому, вытесняет другую (слабейшую) и исключает её действие, т. е. действует в смысле избирательного сродства. Он показал, что условия, при которых происходит это исключение, суть, напр., сила сцепления, нерастворимость образующейся соли в воде, а не качественная природа действующих агентов, как таковая; действие этих условий также может быть снято другими условиями, напр., температурою. С устранением этих препятствий химическая мера оказывает ничем не стесняемое действие, и то, что являлось чисто-качественным исключением, избирательным сродством, оказывается состоящим лишь во внешних видоизменениях.

Дальнейшее по этому предмету мы узнаем, главным образом, от Берцелиуса. Но он в своем учебнике химии не сообщает по этому вопросу ничего своеобразного и определенного. Он принимает и повторяет буквально взгляды Бертолле, уснащая их только своеобразною метафизикою некритической рефлексии, категории которой только и подлежат поэтому ближайшему