Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/295

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 258 —

ныхъ пунктахъ окисленія и различаются цвѣтомъ и другими качествами. Онѣ не переходятъ постепенно одна въ другую, отношенія, лежащія между этими узлами, не даютъ чего-либо нейтральнаго, какого-либо специфическаго существованія. Возникаетъ специфическое соединеніе безъ перехода по промежуточнымъ ступенямъ, сооединеніе, основывающееся на нѣкоторомъ отношеніи мѣръ и имѣющее особыя качества. Или, напр., вода при измѣненіи ея температуры становится отъ того не только менѣе теплою, но проходитъ состоянія твердости, капельной и упругой жидкости; эти различныя состоянія наступаютъ не постепенно, но постепенный ходъ измѣненія температуры внезапно прерывается и задерживается этими пунктами, и наступленіе новаго состоянія оказывается скачкомъ. Всякія рожденіе и смерть вмѣсто того, чтобы быть продолжающеюся постепенностью, суть напротивъ ея нарушеніе и скачекъ изъ количественнаго измѣненія въ качественное.

Говорится, что въ природѣ не бываетъ скачковъ; и обычное представленіе, если оно желаетъ понять происхожденіе или уничтоженіе, полагаетъ, какъ было упомянуто, что пойметъ ихъ, представляя ихъ, какъ по. степенное возникновеніе или исчезаніе. Но было уже сказано, что измѣненія бытія суть вообще не переходъ одной величины въ другую, но переходъ отъ количественнаго въ качественное и наоборотъ, становленіе другимъ, перерывъ постепенности и качествеяно-иное въ противоположность предшествовавшему существованію. Вода черезъ охлажденіе не становится постепенно твердою такъ, чтобы она дѣлалась сначала студенистою и постепенно затвердѣвала до консистенціи льда, но становится сразу твердою; достигнувъ уже температуры замерзанія, она, если остается въ покоѣ, можетъ еще сохранять жидкое состояніе, но малѣйшее сотрясеніе приводитъ ее въ состояніе твердости.

Предположеніе о постепенности происхожденія основывается на томъ представленіи, будто происходящее, существуя уже чувственно или оовбше въ дѣйствительности, не можетъ еще быть воспринимаемо лишь в лѣд-ствіе его малой величины, равно какъ при постепенности исчезанія небытіе или другое, выступающія вмѣсто исчезающаго, также существуютъ, но еще незамѣтны; и при томъ то и другое существуютъ не въ томъ смыслѣ, что другое содержится въ данномъ другомъ въ себѣ, но въ томъ, что имѣетъ мѣсто, какъ существованіе, только незамѣтное. Тѣмъ самымъ происхожденіе и уничтоженіе вообще снимаются, или иначе, сущее въ себѣ, внутреннее, въ которомъ нѣчто есть до своего существованія, превращается въ малую величину внѣшняго существованія, а существенное различіе или различіе понятія во внѣшнее просто-количественное различіе. Дѣлать понятнымъ происхожденіе или уничтоженіе постепенности измѣненія значитъ впадать въ скуку, свойственную тавтологіи. Трудность, встрѣчаемая такимъ стремящимся къ пониманію разсудкомъ, заключается въ качественномъ переходѣ нѣчто въ его другое вообще и въ противоположное ему; вопреки тому онъ представляетъ себѣ тожество и измѣненіе, какъ количественно безразличныя и внѣшнія.

Въ моральномъ, поскольку оно разсматривается въ области бытія, имѣетъ мѣсто тотъ же переходъ количественнаго въ качественное; различныя качества


Тот же текст в современной орфографии

ных пунктах окисления и различаются цветом и другими качествами. Они не переходят постепенно одна в другую, отношения, лежащие между этими узлами, не дают чего-либо нейтрального, какого-либо специфического существования. Возникает специфическое соединение без перехода по промежуточным ступеням, сооединение, основывающееся на некотором отношении мер и имеющее особые качества. Или, напр., вода при изменении её температуры становится от того не только менее теплою, но проходит состояния твердости, капельной и упругой жидкости; эти различные состояния наступают не постепенно, но постепенный ход изменения температуры внезапно прерывается и задерживается этими пунктами, и наступление нового состояния оказывается скачком. Всякие рождение и смерть вместо того, чтобы быть продолжающеюся постепенностью, суть напротив её нарушение и скачек из количественного изменения в качественное.

Говорится, что в природе не бывает скачков; и обычное представление, если оно желает понять происхождение или уничтожение, полагает, как было упомянуто, что поймет их, представляя их, как по. степенное возникновение или исчезание. Но было уже сказано, что изменения бытия суть вообще не переход одной величины в другую, но переход от количественного в качественное и наоборот, становление другим, перерыв постепенности и качествеяно-иное в противоположность предшествовавшему существованию. Вода через охлаждение не становится постепенно твердою так, чтобы она делалась сначала студенистою и постепенно затвердевала до консистенции льда, но становится сразу твердою; достигнув уже температуры замерзания, она, если остается в покое, может еще сохранять жидкое состояние, но малейшее сотрясение приводит ее в состояние твердости.

Предположение о постепенности происхождения основывается на том представлении, будто происходящее, существуя уже чувственно или оовбше в действительности, не может еще быть воспринимаемо лишь в лед-ствие его малой величины, равно как при постепенности исчезания небытие или другое, выступающие вместо исчезающего, также существуют, но еще незаметны; и при том то и другое существуют не в том смысле, что другое содержится в данном другом в себе, но в том, что имеет место, как существование, только незаметное. Тем самым происхождение и уничтожение вообще снимаются, или иначе, сущее в себе, внутреннее, в котором нечто есть до своего существования, превращается в малую величину внешнего существования, а существенное различие или различие понятия во внешнее просто-количественное различие. Делать понятным происхождение или уничтожение постепенности изменения значит впадать в скуку, свойственную тавтологии. Трудность, встречаемая таким стремящимся к пониманию рассудком, заключается в качественном переходе нечто в его другое вообще и в противоположное ему; вопреки тому он представляет себе тожество и изменение, как количественно безразличные и внешние.

В моральном, поскольку оно рассматривается в области бытия, имеет место тот же переход количественного в качественное; различные качества