Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/124

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 115 —

внутреннее, какъ простое рефлектированное въ себя тожество, какъ непосредственное и потому также какъ бытіе и внѣшность, какъ сущность; и внѣшнее, какъ внѣшнее лишь въ* смыслѣ многообразнаго опредѣленнаго бытія, т.-е. положенное, какъ несущественное и возвратившееся въ свое основаніе, стало быть, какъ внутреннее. Этотъ переходъ одного въ другое есть ихъ непосредственное тожество, какъ основа; но онъ есть также ихъ опосредованное тожество; а именно каждое изъ нихъ есть то, что оно есть, полнота отношенія, лишь черезъ свое другое. Или, наоборотъ, опредѣленность каждой изъ этихъ сторонъ тѣмъ, что она въ ней есть полнота, опосредована съ другою опредѣленностью; полнота опосредывается, -такимъ образомъ, черезъ форму или опредѣленность съ самою собою, и опредѣленность опосредывается съ собою черезъ свое простое тожество.

То, что есть нѣчто, есть поэтому вполнѣ въ его внѣшности; его внѣшность есть его полнота, первая есть также его рефлектированное въ себя единство. Его явленіе есть рефлексія нетолько въ другое, но и въ себя, и его внѣшность есть поэтому обнаруженіе того, что оно есть въ себѣ; и такъ какъ его содержаніе и его форма, такимъ образомъ, совершенно тожественны, то оно въ себѣ и для себя есть не что иное, какъ то, что обнаруживаетъ себя. Оно есть откровеніе своей сущности такъ, что сущность состоитъ именно въ томъ, чтобы быть тѣмъ, что открываетъ себя.

Существенное отношеніе въ этомъ тожествѣ явленія съ внутреннимъ или сущностью опредѣлило себя, какъ дѣйствительность.

ТРЕТІЙ ОТДѢЛЪ.

Дѣйствительность.

Дѣйствительность ееть единство сущности и осуществленія; въ первой имѣютъ свою истину лишенная образа сущность и лишенное удержа явленіе или неопредѣленная устойчивость и непостоянное многообразіе. Осуществленіе есть, правда, возникшая изъ основанія непосредственность, но она еще не положила формы въ ней; и такъ какъ эта, опрндѣленная, лишь какъ рефлексія въ другое, устойчивость развивается въ рефлексію въ себя, то она становится двумя мірами, двумя полнотами содержанія, изъ коихъ одна опредѣляется, какъ рефлектированная въ себя, другая, — какъ рефлектированная въ другое. Существенное же отношеніе представляетъ собою ихъ отношеніе формы, завершеніе котораго есть такое отношеніе внутренняго и внѣшняго, въ которомъ содержаніе ихъ обоихъ есть лишь одна и та же же тожественная основа и равнымъ образомъ одно и то же тожество формы. Такъ какъ и это тожество оказалось касающимся формы, то отношеніе формы ихъ различія снято и положена ихъ одна абсолютная .полнота.


Тот же текст в современной орфографии

внутреннее, как простое рефлектированное в себя тожество, как непосредственное и потому также как бытие и внешность, как сущность; и внешнее, как внешнее лишь в* смысле многообразного определенного бытия, т. е. положенное, как несущественное и возвратившееся в свое основание, стало быть, как внутреннее. Этот переход одного в другое есть их непосредственное тожество, как основа; но он есть также их опосредованное тожество; а именно каждое из них есть то, что оно есть, полнота отношения, лишь через свое другое. Или, наоборот, определенность каждой из этих сторон тем, что она в ней есть полнота, опосредована с другою определенностью; полнота опосредывается, -таким образом, через форму или определенность с самою собою, и определенность опосредывается с собою через свое простое тожество.

То, что есть нечто, есть поэтому вполне в его внешности; его внешность есть его полнота, первая есть также его рефлектированное в себя единство. Его явление есть рефлексия нетолько в другое, но и в себя, и его внешность есть поэтому обнаружение того, что оно есть в себе; и так как его содержание и его форма, таким образом, совершенно тожественны, то оно в себе и для себя есть не что иное, как то, что обнаруживает себя. Оно есть откровение своей сущности так, что сущность состоит именно в том, чтобы быть тем, что открывает себя.

Существенное отношение в этом тожестве явления с внутренним или сущностью определило себя, как действительность.

ТРЕТИЙ ОТДЕЛ.

Действительность.

Действительность ееть единство сущности и осуществления; в первой имеют свою истину лишенная образа сущность и лишенное удержа явление или неопределенная устойчивость и непостоянное многообразие. Осуществление есть, правда, возникшая из основания непосредственность, но она еще не положила формы в ней; и так как эта, опрнделенная, лишь как рефлексия в другое, устойчивость развивается в рефлексию в себя, то она становится двумя мирами, двумя полнотами содержания, из коих одна определяется, как рефлектированная в себя, другая, — как рефлектированная в другое. Существенное же отношение представляет собою их отношение формы, завершение которого есть такое отношение внутреннего и внешнего, в котором содержание их обоих есть лишь одна и та же же тожественная основа и равным образом одно и то же тожество формы. Так как и это тожество оказалось касающимся формы, то отношение формы их различия снято и положена их одна абсолютная .полнота.