Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/32

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 23 —

В.

Различеніе.

1. Абсолютное различеніе.

Различеніе есть отрицательность, свойственная рефлексіи въ себя; ничто, высказываемое черезъ тожесловіе; существенный моментъ самого тожества, которое вмѣстѣ съ тѣмъ опредѣляетъ себя и отличаетъ отъ различенія, какъ отрицательное самого себя.

Это различеніе есть различеніе въ себѣ и для себя, абсолютное различеніе, различеніе сущности. Оно есть различеніе въ себѣ и для себя, не различеніе черезъ что-либо внѣшнее, но относящееся къ себѣ, слѣдовательно, простое различеніе. Важно понимать абсолютное различеніе, какъ простое. Въ абсолютномъ различеніи Л и не-А образуется черезъ простое нѣтъ, какъ таковое. Самое различеніе есть простое понятіе. Двѣ вещи, такъ говорится, различаются тѣмъ, что онѣ и т. д. Тѣмъ — это зничитъ въ одномъ и томъ же отношеніи, на основаніи того же опредѣленія. Это различеніе рефлексіи, а не инобытіе существованія. Существованіе и другое существованіе положены, какъ находящіяся одно внѣ другого, каждое изъ опредѣленныхъ одно въ противоположность другому существованій имѣетъ непосредственное бытіе для себя. Напротивъ другое сущности есть другое въ себѣ и для себя, не другое другого, находящагося внѣ его, — простая опредѣленность въ себѣ. И въ сферѣ существованія инобытіе и опредѣленность оказываются той же природы, простою опредѣленностью, тожественнымъ противоположеніемъ; но это тожество обнаружилось лишь, какъ переходъ одной опредѣленности въ другую. Здѣсь же въ сферѣ рефлексіи различеніе выступаетъ, какъ рефлектированное, положенное такъ, какъ оно есть въ себѣ.

2. Различеніе въ себѣ есть относящееся къ себѣ различеніе; такимъ образомъ оно есть отрицательность самого себя, различеніе не отъ другого, а себя отъ самого себя; оно не есть оно само, но свое другое. Но различенное отъ различенія есть тожество. Поэтому оно есть оно само и тожество. Оба вмѣстѣ образуютъ различеніе; оно есть и цѣлое, и свой моментъ. Можно также сказать, что различеніе, какъ простое, не есть различеніе; оно таково лишь въ отношеніи къ тожеству; но собственно оно, какъ различеніе, содержитъ также и себя и самое это отношеніе. Различеніе есть и цѣлое, и свой собственный моментъ также, какъ тожество есть и цѣлое, и свой моментъ. Это должно считаться существенною природою рефлексіи и опредѣленною основою всякой дѣятельности и самодвиженія. Различеніе и тожество становятся моментами или положеннымъ, такъ какъ они, какъ рефлексія, суть отрицательное отношеніе къ себѣ самому.

Различеніе, какъ единство себя и тожества, есть само въ себѣ опредѣленное различеніе. Оно не есть переходъ во что-либо другое, отношеніе къ другому внѣ себя; оно имѣетъ свое другое, тожество, въ себѣ самомъ;


Тот же текст в современной орфографии

В.

Различение.

1. Абсолютное различение.

Различение есть отрицательность, свойственная рефлексии в себя; ничто, высказываемое через тожесловие; существенный момент самого тожества, которое вместе с тем определяет себя и отличает от различения, как отрицательное самого себя.

Это различение есть различение в себе и для себя, абсолютное различение, различение сущности. Оно есть различение в себе и для себя, не различение через что-либо внешнее, но относящееся к себе, следовательно, простое различение. Важно понимать абсолютное различение, как простое. В абсолютном различении Л и не-А образуется через простое нет, как таковое. Самое различение есть простое понятие. Две вещи, так говорится, различаются тем, что они и т. д. Тем — это зничит в одном и том же отношении, на основании того же определения. Это различение рефлексии, а не инобытие существования. Существование и другое существование положены, как находящиеся одно вне другого, каждое из определенных одно в противоположность другому существований имеет непосредственное бытие для себя. Напротив другое сущности есть другое в себе и для себя, не другое другого, находящегося вне его, — простая определенность в себе. И в сфере существования инобытие и определенность оказываются той же природы, простою определенностью, тожественным противоположением; но это тожество обнаружилось лишь, как переход одной определенности в другую. Здесь же в сфере рефлексии различение выступает, как рефлектированное, положенное так, как оно есть в себе.

2. Различение в себе есть относящееся к себе различение; таким образом оно есть отрицательность самого себя, различение не от другого, а себя от самого себя; оно не есть оно само, но свое другое. Но различенное от различения есть тожество. Поэтому оно есть оно само и тожество. Оба вместе образуют различение; оно есть и целое, и свой момент. Можно также сказать, что различение, как простое, не есть различение; оно таково лишь в отношении к тожеству; но собственно оно, как различение, содержит также и себя и самое это отношение. Различение есть и целое, и свой собственный момент также, как тожество есть и целое, и свой момент. Это должно считаться существенною природою рефлексии и определенною основою всякой деятельности и самодвижения. Различение и тожество становятся моментами или положенным, так как они, как рефлексия, суть отрицательное отношение к себе самому.

Различение, как единство себя и тожества, есть само в себе определенное различение. Оно не есть переход во что-либо другое, отношение к другому вне себя; оно имеет свое другое, тожество, в себе самом;