Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/76

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 67 —

другому. Это непосредственное есть опредѣленіе содержанія, простое основаніе, но послѣднее, такъ таковое, т.-е. какъ основаніе, также отталкиваетъ себя отъ себя и относится къ себѣ также, какъ къ чему-то другому. Такимъ •образомъ, полное отношеніе основанія опредѣлило себя, какъ обусловливающее ■опосредованіе.

С.

Условіе.

а. Относительно безусловное.

1. Основаніе есть непосредственное, а обоснованное — опосредованное. Но основаніе есть полагающая рефлексія и, какъ таковая, обращаетъ себя въ положеніе; оно есть также предполагающая рефлексія и, такимъ образомъ, относится къ себѣ, какъ къ снятому, какъ къ непосредственному, которымъ оно само опосредовано. Это опосредованіе, какъ переходъ отъ непосредственнаго къ основанію, не есть внѣшняя рефлексія, но, какъ оказалось, собственное дѣйствіе основанія, или, что то же самое, отношеніе основанія, какъ рефлексія, есть въ тожествѣ съ собою, равнымъ образомъ, по существу отчуждающая себя рефлексія. То непосредственное, къ которому основаніе относится, какъ къ своему существенному предположенію, есть условіе; поэтому реальное основаніе по существу обусловлено. Содержащаяся въ немъ опредѣленность есть инобытіе себя самого.

Условіе есть, такимъ образомъ, во-первыхъ, непосредственное многообразное существованіе. Во-вторыхъ, это существованіе поставлено въ отношеніе къ нѣкоторому другому, къ нѣчто, которое есть основаніе не этого существованія, а въ другомъ смыслѣ; ибо самое существованіе непосредственно и не имѣетъ основанія. По этому отношенію существованіе есть нѣчто положенное; непосредственное существованіе должно быть условіемъ не для себя, а для другого. Но вмѣстѣ съ тѣмъ то, что оно есть бытіе для другого, также лишь положено; что оно есть положенное, это снято въ его непосредственности, и потому нѣкоторое существованіе безразлично къ тому, чтобы быть условіемъ. Въ-третьихъ, условіе есть непосредственное такимъ образомъ, что оно составляетъ предположеніе основанія. Условіе есть въ этомъ •опредѣленіи возвратившееся въ тожество съ собою формальное отношеніе основанія и тѣмъ самымъ содержаніе послѣдняго. Но содержаніе, какъ таковое, есть, какъ и въ формѣ, лишь безразличное единство основанія; безъ формы нѣтъ содержанія. Оно освобождается отъ нея, поскольку отношеніе основанія становится — въ полномъ основаніи — нѣкоторымъ безразличнымъ къ своему тожеству внѣшнимъ отношеніемъ; но такъ какъ оно безразлично къ этой формѣ, то оно есть содержаніе лишь въ себѣ, такое, которое лишь должно стать содержаніемъ, т.-е. составляетъ матеріалъ для основанія. Положенное, какъ условіе, существованіе по второму моменту имѣетъ опредѣленіе — утратить "вою безразличную непосредственность и стать моментомъ чего-либо другого.


Тот же текст в современной орфографии

другому. Это непосредственное есть определение содержания, простое основание, но последнее, так таковое, т. е. как основание, также отталкивает себя от себя и относится к себе также, как к чему-то другому. Таким •образом, полное отношение основания определило себя, как обусловливающее ■опосредование.

С.

Условие.

а. Относительно безусловное.

1. Основание есть непосредственное, а обоснованное — опосредованное. Но основание есть полагающая рефлексия и, как таковая, обращает себя в положение; оно есть также предполагающая рефлексия и, таким образом, относится к себе, как к снятому, как к непосредственному, которым оно само опосредовано. Это опосредование, как переход от непосредственного к основанию, не есть внешняя рефлексия, но, как оказалось, собственное действие основания, или, что то же самое, отношение основания, как рефлексия, есть в тожестве с собою, равным образом, по существу отчуждающая себя рефлексия. То непосредственное, к которому основание относится, как к своему существенному предположению, есть условие; поэтому реальное основание по существу обусловлено. Содержащаяся в нём определенность есть инобытие себя самого.

Условие есть, таким образом, во-первых, непосредственное многообразное существование. Во-вторых, это существование поставлено в отношение к некоторому другому, к нечто, которое есть основание не этого существования, а в другом смысле; ибо самое существование непосредственно и не имеет основания. По этому отношению существование есть нечто положенное; непосредственное существование должно быть условием не для себя, а для другого. Но вместе с тем то, что оно есть бытие для другого, также лишь положено; что оно есть положенное, это снято в его непосредственности, и потому некоторое существование безразлично к тому, чтобы быть условием. В-третьих, условие есть непосредственное таким образом, что оно составляет предположение основания. Условие есть в этом •определении возвратившееся в тожество с собою формальное отношение основания и тем самым содержание последнего. Но содержание, как таковое, есть, как и в форме, лишь безразличное единство основания; без формы нет содержания. Оно освобождается от неё, поскольку отношение основания становится — в полном основании — некоторым безразличным к своему тожеству внешним отношением; но так как оно безразлично к этой форме, то оно есть содержание лишь в себе, такое, которое лишь должно стать содержанием, т. е. составляет материал для основания. Положенное, как условие, существование по второму моменту имеет определение — утратить "вою безразличную непосредственность и стать моментом чего-либо другого.