Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/116

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 107 —

также сущею въ себѣ и для себя. Такъ какъ объектъ въ этомъ смыслѣ слова противостоитъ высказываемому въ субъективномъ идеализмѣ, какъ абсолютная истина, я = я, то объектъ есть многообразный міръ въ его непосредственномъ существованіи, съ коимъ я или понятіе полагаетъ себя лишь въ безконечной борьбѣ, дабы черезъ отрицаніе этого ничтожнаго въ себѣ другого первой очевидности себя самого достигнуть дѣйствительной истины своего равенства съ собою. Такимъ образомъ въ болѣе неопредѣленномъ смыслѣ слова объектъ означаетъ вообще предметъ для какого-либо интереса и дѣятельности субъекта.

Но въ противоположномъ смыслѣ слова объективное означаетъ такое сущее въ себѣ и для себя, которое свободно отъ ограниченія и противоположности. Разумныя основоначала, совершенныя произведенія искусства и т. д. называются объективными постольку, поскольку они свободны и выше всякой случайности. Хотя разумныя теоретическія или нравственныя основоначала принадлежатъ лишь субъективному сознанію, тѣмъ не менѣе то, что въ нихъ есть въ себѣ и для себя, именуется объективнымъ; познаніе истины полагается въ познаніи объекта свободнымъ отъ примѣси субъективной рефлексіи, а праведное дѣйствіе въ слѣдованіи объективнымъ законамъ, которые способны вліять безъ субъективнаго происхожденія и безъ воздѣйствія, связаннаго съ произволомъ и его необходимостью.

Съ теперешней точки зрѣнія нашего изложенія объективность имѣетъ ближайшимъ образомъ значеніе въ себѣ и для себя сущаго бытія понятія, понятія, которое въ своемъ самоопредѣленіи сняло положенное опосредованіе въ непосредственномъ отношеніи къ самому себѣ. Тѣмъ самымъ эта непосредственность сама непосредственна и совершенно проникнута понятіемъ, равно какъ ея полнота непосредственно тожественна его бытію. Но такъ какъ далѣе понятіе также должно возстановить свободное бытіе въ себѣ своей субъективности, то нѣкоторое отношеніе послѣдней привходитъ къ объективности, какъ цѣль, при чемъ непосредственность объективности становится относительно послѣдней отрицательною и опредѣляемою черезъ ея дѣятельность и тѣмъ самымъ получаетъ иное значенія — бытія, само по себѣ ничтожное, поскольку оно противостоитъ понятію.

Теперь, во-первыхъ, объективность есть въ ея непосредственности, моменты коей ради полноты всѣхъ моментовъ находятся въ самостоятельномъ безразличіи, какъ объекты одинъ внѣ другого и въ ея отношеніи обладаютъ субъективнымъ единствомъ понятія, лишь какъ внутреннимъ или какъ внѣшнимъ: механизмъ. Но такъ какъ въ немъ

во-вторыхъ, это единство оказывается имманентнымъ закономъ самихъ объектовъ, то его отношеніе становится его своеобразнымъ основаннымъ черезъ его законъ различіемъ я отношеніемъ, въ коемъ снимаетъ себя его опредѣленная самостоятельность; химизмъ.

Въ-третьихъ, это существенное единство объектовъ положено именно, какъ отличенное отъ ихъ самостоятельности; оно есть субъективное понятіе, но положенное, какъ относящееся въ самомъ себѣ и для себя къ объективности, какъ цѣль; телеологія.


Тот же текст в современной орфографии

также сущею в себе и для себя. Так как объект в этом смысле слова противостоит высказываемому в субъективном идеализме, как абсолютная истина, я = я, то объект есть многообразный мир в его непосредственном существовании, с коим я или понятие полагает себя лишь в бесконечной борьбе, дабы через отрицание этого ничтожного в себе другого первой очевидности себя самого достигнуть действительной истины своего равенства с собою. Таким образом в более неопределенном смысле слова объект означает вообще предмет для какого-либо интереса и деятельности субъекта.

Но в противоположном смысле слова объективное означает такое сущее в себе и для себя, которое свободно от ограничения и противоположности. Разумные основоначала, совершенные произведения искусства и т. д. называются объективными постольку, поскольку они свободны и выше всякой случайности. Хотя разумные теоретические или нравственные основоначала принадлежат лишь субъективному сознанию, тем не менее то, что в них есть в себе и для себя, именуется объективным; познание истины полагается в познании объекта свободным от примеси субъективной рефлексии, а праведное действие в следовании объективным законам, которые способны влиять без субъективного происхождения и без воздействия, связанного с произволом и его необходимостью.

С теперешней точки зрения нашего изложения объективность имеет ближайшим образом значение в себе и для себя сущего бытия понятия, понятия, которое в своем самоопределении сняло положенное опосредование в непосредственном отношении к самому себе. Тем самым эта непосредственность сама непосредственна и совершенно проникнута понятием, равно как её полнота непосредственно тожественна его бытию. Но так как далее понятие также должно восстановить свободное бытие в себе своей субъективности, то некоторое отношение последней привходит к объективности, как цель, при чём непосредственность объективности становится относительно последней отрицательною и определяемою через её деятельность и тем самым получает иное значения — бытия, само по себе ничтожное, поскольку оно противостоит понятию.

Теперь, во-первых, объективность есть в её непосредственности, моменты коей ради полноты всех моментов находятся в самостоятельном безразличии, как объекты один вне другого и в её отношении обладают субъективным единством понятия, лишь как внутренним или как внешним: механизм. Но так как в нём

во-вторых, это единство оказывается имманентным законом самих объектов, то его отношение становится его своеобразным основанным через его закон различием я отношением, в коем снимает себя его определенная самостоятельность; химизм.

В-третьих, это существенное единство объектов положено именно, как отличенное от их самостоятельности; оно есть субъективное понятие, но положенное, как относящееся в самом себе и для себя к объективности, как цель; телеология.